Нава’и (Навои), Низам ад-дин Мир ‘Али-шир (1441–1501) — суфий-поэт, государственный деятель при дворе Тимурида Хусайна Байкары (1469–1506) в Харате/Герате. Автор более 30 произведений, основная часть которых написана на чагатайском языке и популярна по сей день. Н. считают основателем узбекской литературы и поэзии. Весьма ощутимо влияние его творчества на тюркоязычную мистическую поэзию и прозу Средней Азии.
Семья Н. была близка к Тимуридам. Н. рос вместе с Хусайном Байкарой и даже учился с ним в одном мактабе. После прихода к власти последнего он служил сначала (1469–1472) в придворной администрации в качестве «приближенного господина» (мукарраб-и хадрат), а затем (1472–1476) — «главой высшего дивана» (бек-и дивана-йи а‘ла). В 1476 г. Н. подает в отставку. Этот год — поворотный в его судьбе: под влиянием ‘Абд ар-Рахмана Джами (1414–1492) он «становится на Путь» — вступает в братство накшбандийа. Посвящение получает от Джами и знаменитого хваджи Ахрара (ум. в 1490 г.). При этом последний в своих письмах отговаривал Н. от полного отстранения от дворцовых дел: во-первых, согласно накшбандийской традиции об «уединении в обществе» (халват дар анджуман), оставаясь в миру, можно «продолжать Путь», во-вторых, непосредственный контакт с властями для члена накшбандийа был весьма желателен, дабы выполнить одну из главных задач братства — «защищать шари‘ат во дворцах султанов». Следуя этим наставлениям, Н. старался сохранить влияние при дворе даже после того, как оставил службу.
С 1476 г. и до конца жизни Н. занимался в основном творчеством, лишь на короткое время (в 1487 г.) став правителем г. Астрабада. Тогда же он намеревался совершить хаджж, но Хусайн Байкара, не желая разлучаться со своим самым преданным советником, не отпустил его.
Советские исследователи (большей частью из Узбекистана) основное внимание сосредоточивали на поэтическом творчестве Н., совершенно игнорируя или неверно истолковывая традиционный религиозно-мистический дух его поэзии. Крайне слабо исследованы собственно религиозные произведения Н., которые занимают в его творческом наследии не меньшую (если не большую) долю. Из них довольно значительны по объему: поэма в форме маснави Сирадж ал-муслимин — об основных регламентированных нормах шари‘ата; Мунаджат — прозаическое произведение с традиционными для этого жанра выражениями мольбы автора к Творцу о прощении проступков и грехов; религиозно-мистическое произведение Назм ал-джавахир (1485 г.)— комментированный стихотворный (266 руба‘и) перевод на чагатайский язык известного сочинения Наср ал-ла’али’ (изречения, приписываемые халифу ‘Али). В Бабур-нама есть указание на то, что у Н. собирались суфии-теоретики (мутасаввиф) и устраивали радения, впадая в исступление.
Н. работал в тесном контакте с Джами: считая его своим учителем, Н. старался расширить аудиторию читателей его сочинений. Первым делом Н. перевел на чагатайский язык известное произведение Джами Чихил хадис («Сорок хадисов») — переложение хадисов в стихах на персидском языке. Затем, в 1496 г., Н. перевел на чагатайский язык его Нафахат ал-унс, добавив сведения о 170 тюркских и индийских шайхах и назвав свое произведение Наса’им ал-махабба. Таким образом, Н. составил сборник кратких биографий 770 суфийских шайхов, сведения о некоторых из них в других источниках не встречаются. В этом же жанре Н. составил свою сокращенную версию Та’рих-и анбийа’ ва-хукама’ (1485–1498).
Н. постоянно обращался к суфийским терминам и понятиям. Так, в поэме Махбуб ал-кулуб (1500 г.) интерес представляет его толкование категории ‘ишк («страстная любовь»), которую он подразделил на три вида: 1) ‘ишк-и ‘авамм («любовь простолюдинов»), конечной целью которой является обычный брак с его религиозным освящением (никах); 2) ‘ишк-и маджази — «аллегорическая любовь», достижение высшего ощущения любви к Богу посредством созерцания (назар) возлюбленной (как средства, усиливающего экстатическое состояние), свободы от плотской чувственности; 3) ‘ишк-и хасс — особая, всепоглощающая любовь к Богу без необходимости прибегать к созерцанию предметов, лиц и явлений дольнего мира. Эта классификация послужила для Н. основой подразделения поэтов на три типа: к первому виду любви отнесены поэты низшей категории (табака), в творчестве которых совершенно отсутствует мистический, божественный гносис (илах-и марифат), огонь любви к Богу; ко второй категории поэтов Н. относил тех, в чьем творчестве воспето достижение аллегорической любви. Это Са‘ди Ширази (1208–1292), Хусрав Дихлави (1253–1325), хваджа Хафиз Ширази (1325–1389), Хакани Ширвани (1120–1199), Аухад ад-дин Кирмани (1281–1352), Анвари (ум. в 1152 г.), Салман Саваджи (1291–1377), ‘Абд ар-Рахман Джами и др. К этому же типу поэтов Н. относил и себя. И наконец, в третью категорию, по мнению Н., входят только два поэта: Фарид ад-дин ‘Аттар (1145–1221) и Джалал ад-дин Руми (1207–1273).
Своеобразной кульминацией мистического творчества Н. является поэма Лисан ат-тайр («Язык птиц»), написанная в 1499 г. под влиянием «Мантик ат-тайр» Фарид ад-дина ‘Аттара. В ней автор посредством аллегорических образов птиц показал блуждания людей, ищущих Истину и нашедших ее в конце концов в себе самих — в своем обогащенном и просветленном духовном мире. Мистические воззрения Н. нашли отражение в его основном труде из пяти поэм — Хамса («Пятерица»), оказавших заметное влияние на последующую тюркоязычную поэзию. В течение 1879–1917 гг. эти и другие произведения Н. издавались в 22 типографиях Средней Азии и Поволжья более 70 раз.
Н. прославился и как щедрый меценат. Известно множество молодых поэтов, каллиграфов, искусных ремесленников, пользовавшихся его покровительством. Он финансировал строительство мадрас, ханак, мечетей, десятков постоялых дворов (рибат), мостов в городах Хурасана/Хорасана (Харат/Герат, Марв/Мерв, Абиверд и т. д.).
Н. похоронен недалеко от гератского селения Газургах, в купольном мавзолее, который он сам загодя возвел. Над могилой был установлен надгробный камень с эпитафией. Во время артобстрела Герата (1986 г.) купол мавзолея и надгробие были разрушены и затем (1986–1987) восстановлены силами узбекистанских реставраторов.
Лит-ра: В.В.Бартольд. Мир Али-Шир и политическая жизнь // Бартольд. Соч., 2/2, 212–262; Садриддин Айни. Алишер Навоий. Сталинобад, 1948; Е.Э.Бертельс. Наваи и Джами. М., 1965; А.А.Семенов. Взаимоотношения Алишера Наваи и Султана Хусайн-мирзы // Сборник в честь акад. И.А.Орбели. М-Л., 1961, 237–249; Тримингэм. Суфийские ордены, 84, 228; Письма-автографы Абдаррахмана Джами из «Альбома Навои». Подгот. к изд., введ., пер., примеч. А.Урунбаева. Таш., 1982, 17; А.Н.Болдырев. Еще раз к вопросу о Ходжа Ахраре // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985, 58, 60; А.С.Эркинов. Источники интерпретации «Хамса» Алишера Навои. Автореф. докт. дис. Таш., 1998; он же. Колипдачи Фан // Ёшлик. 1991, №2, 76–77; Узбек адабиёти тарихи. II. Тошкент, 1978, 63.
А.С.Эркинов, Б.М.Бабаджанов