НАС̣А̄РА (назреяне, христиане) — обычное обозначение христиан в Коране и в мусульманской литературе. Появляется в Коране в мединских сурах. Вместе с иудеями и сабиями Н. относятся к категории «людей Писания» — ахл ал-китаб (2:62/59; 5:69/73; 22:17); Коран упоминает также об их вражде с иудеями (2:113/107) и об их внутренних распрях (5:14/17); отвергает их претензии на правильное исповедание веры в Аллаха (2:111/105; 135/3.29), призывая даже бороться с ними и с иудеями (9:29). Н. обвиняются в том, что они объявили посланника ‘Ису богом (9:30), исповедуют догмат о троице (4:171/169; 5:75/79). Несколько раз подчеркивается, что Ибрахима и других почитаемых исламом пророков прошлого не следует называть ни иудеями, ни христианами (2:140/134; 3:67/60).
Эти упоминания отразили эволюцию отношения Мухаммада к христианству и христианам, широко распространенным в Аравии начала VII в. В начале своей проповеди Мухаммад рассчитывал на быстрое признание со стороны христиан. Гонимые в Мекке мусульмане бежали в Эфиопию к христианскому правителю и в качестве подтверждения своей близости христианству читали ему «откровения», посвященные Марйам (Марии). Коранические рассказы о ней, ‘Исе и Йахйе (Иоанне Крестителе) проникнуты явной симпатией к христианам. По мере отказа христиан Аравии, а затем и христианских правителей Северной Аравии признать Мухаммада пророком усиливается полемика с Н., обвинение их в многобожии. Отголоском споров Мухаммада с христианами из йеменского Наджрана считается айат 3:61/54. В целом, однако, тон коранических высказываний о христианах более благожелателен, чем тон высказываний об иудеях (ср., например, 5:82/85).
В дальнейшем термин Н. часто заменяется общим для христиан и иудеев ахл ал-китаб и ахл аз-зимма. Термин Н. широко употребляется в полемических трактатах, в народной речи, в художественной литературе. Он означает христиан вообще и христиан стран Востока. Для христиан вне мусульманского мира в средние века чаще употреблялись этнополитические обозначения типа ифрандж (франки).
Завоевания подчинили мусульманскому господству значительное христианское население бывших провинций Византии и сасанидского Ирана. С населением христианских городов мусульмане часто заключали договоры, образцом для которых послужил весьма благоприятный для христиан договор, заключенный еще Мухаммадом с жителями Наджрана (при халифе ‘Умаре, однако, почти все христиане были выселены с территории Аравийского полуострова). При условии выплаты регулярных налогов за христианами сохранялись право свободного исповедания своей веры, право владения землями и имуществом. Как правило, их лишали права строительства новых церквей, но строгость соблюдения этого правила менялась в разные периоды средневековья. Постепенно государство отчуждало территории крупных церковных сооружений, как это произошло с церковью у усыпальницы Иоанна Крестителя, поглощенной мечетью Омейядов в Дамаске в конце VII в.
Мусульманские государства признавали духовных руководителей христианских общин их административными и политическими вождями. Последние осуществляли все официальные контакты с мусульманскими властями, гарантировали выплату налагавшихся на иноверцев налогов (джизйа, харадж), вершили суд внутри общины. Принцип самоуправления общин сохранялся на протяжении всего средневековья.
Равными правами с мусульманами Н., однако, не обладали, их свидетельства против мусульман в суде не принимались. На христиан налагались (в разные периоды в разной степени) ограничения в одежде, месте обитания, способе передвижения, и т. д. Примером жестоких гонений на иноверцев могут служить годы правления в Египте фатимидского халифа ал-Хакима (996—1021).
В VII—XI вв. христиане пользовались большим влиянием в мусульманском обществе. В VII—VIII вв. в их руках находилась значительная часть делопроизводства халифата, при омейядском дворе блистал в середине VII в. поэт-христианин ал-Ахтал, видные христианские мыслители спорили с халифами Дамаска о вере. При Аббасидах, с середины VIII в., христиане продолжали занимать высокие должности в административном аппарате. Даже в X—XI вв. у Буидов и Фатимидов бывали вазиры-христиане. Большую роль Н. сыграли в развернувшейся в VIII—IX вв. деятельности по переводу научной литературы с сирийского и греческого на арабский язык. Ряд профессий оказались в мусульманское средневековье как бы закрепленными за немусульманами, в частности Н. Из их среды происходило значительное число врачей. Запрет ростовщического процента для мусульман способствовал превращению финансово-ссудной деятельности почти полностью в сферу занятий иудеев и христиан. В хозяйствах христиан и в христианских монастырях занимались виноградарством и виноделием. Во многих областях жизни средневекового общества Востока христиане и мусульмане трудились в рамках единой хозяйственной и культурной системы. Ярким примером может служить мусульманская Испания, где века мусульманского господства над значительным христианским населением, разные формы сосуществования христиан и мусульман в едином обществе, сохранение многих мусульманских традиций в христианской Испании и т. д. породили своеобразные черты средневековой испанской культуры.
Под влиянием крестовых походов и по мере усиления традиционалистских тенденций в мусульманском обществе в XII—XV вв. постепенно усиливается изоляция христианских общин в мусульманском мире. С образованием Османской империи (XV—XVI вв.) увеличилось количество христиан и христианских народов, находившихся под прямой политической властью мусульманского государства. Отношения обострялись усилением торгового и политического проникновения европейских государств на мусульманский Восток, сочетавшегося с миссионерской деятельностью и стремлением европейских государств присвоить себе право представлять интересы немусульманских меньшинств в мусульманских странах. Сами восточные христиане невольно или сознательно становились проводниками интересов европейских держав. В ответ на это в XIX в. османские власти под предлогом уравнения немусульман и мусульман в сфере прав и обязанностей попытались полностью подчинить их юрисдикции Османского государства, что встретило активное сопротивление христиан и христианских держав. Усилилось давление на христиан, разжигалась межобщинная рознь, выливавшаяся не раз в кровавые столкновения, а в начале XX в.— в массовые истребления христиан на территории Турции.
В середине XX в. активная политика секуляризации, проводимая правительствами мусульманских стран, привела, в частности, к ослаблению межобщинной розни. Во многих событиях национально-освободительной борьбы, в составе национальных политических организаций христиане мусульманского мира (они живут в основном на Ближнем Востоке) выступают бок о бок с мусульманами.
Временное усиление политической роли ислама в 70—80-х годах привело и к усилению религиозной вражды, в частности в Ливане и Египте, где социальные конфликты вновь стали принимать форму религиозных. В тот же примерно период начались серии встреч и диалогов между христианскими и мусульманскими религиозными деятелями, ставящие своей целью найти пути сближения двух монотеистических религий.
В настоящее время в рамках мусульманского мира большая часть христиан (ок. 5 млн.) проживает в арабских странах. Они представляют главным образом следующие течения: православие, католицизм, униатство, несторианство и др.
Лит-ра: Мец. Ренессанс, .39—60; L. Cheikho. Christianisme en Arabie avant l’Islam. Beirouth, 1919; F. W. Hasluck. Christianity and Islam under the Sultans. Oxf. 1929; E. Fritisch. Islam und Christentum in Mittelalter. Breslau, 1930; Tritton. The Caliphs; Fattal. Statut; Goitein. Society; J. Trimingham. Christianity among the Arabs in pre-islamic times. London-Beyrouth, 1979; A. S. Tritton, J. H. Kramers. Nasara. — El, 3, 916—923.
М.Б.Пиотровский