НИ‘МАТАЛЛА̄ХӢЙА (ни‘маталла̄хӣ, ни‘матӣйа, ни‘матӣ) — суфийское братство, основанное в конце XIV — начале XV в. в Иране Ни‘маталлахом Вали (ум. в 1431 г.). Первоначально суннитское, Н. (видимо, к началу XVII в.) стало абсолютно шиитским братством, возводящим цепь духовной преемственности к ‘Али б. Аби Талибу через ал-Джунайда ал-Багдади (ум. в 910 г.) и Ма‘руфа ал-Кархи (ум. в 816 г.). Самое распространенное и значительное по числу членов — братство в Иране (где оно функционировало повсеместно), сохранившее до наших дней свое влияние в стране и авторитет среди шиитского духовенства. Как и в прошлом, Н. отличается большой политической активностью и оказывает немалое влияние на внутреннюю жизнь государства. Н.— городское братство, рекрутировало своих членов в основном из среды государственных чиновников, мелких и средних торговцев, ремесленников, низшего и среднего духовенства (муллы махалла и районов города, преподаватели мадраса и мактабов и т. д.).
История братства делится на два этапа: 1) от основателя-эпонима Ни‘маталлаха Вали до начала XVIII в.; 2) от реэмиграции из Индии в Иран в 1776 г. для возрождения братства представителей деканской линии Н. Ма‘сум-‘Али-шаха Декани и Шах Тахира Декани до наших дней.
В первой половине XV в. благодаря широкой популярности основателя Н. и активной проповеднической деятельности его сторонников братство не только в короткий срок распространилось по всему Ирану, вербуя приверженцев из различных социальных слоев феодального общества, но и вышло за пределы страны: еще при жизни Ни‘маталлаха Вали в Индию (Декан) уехал его сын Бурхан ад-дин Халилаллах (1374—1444) и основал там по просьбе Бахманида Ахмад-шаха I (1422—1435) филиал братства, которое после возвращения Бурхан ад-дина в Иран возглавил его сын Шах Хабиб ад-дин Мухиббаллах. Центральной обителью Н. и резиденцией главы (кутб) считалась ханаках в селении Махан (Керман), вторая по значимости обитель находилась в селении Тафт (ок. г. Иезда). Руководители Н. активно вступали в контакты с представителями династий, правивших в Иране в XV—XVIII вв., — Кара-Коюнлу (1380—1468), Ак-Коюнлу (1378—1508) и особенно с Сефевидами (1502—1736), — скрепляя их брачными союзами и занимая высокие государственные посты. В результате значение Н. как политической силы заметно возросло. Появление братства на социально-политической арене Ирана вызвало острое — соперничество между Н. и шиитским братством хайдарийа (хайдари). Это соперничество вскоре переросло в жестокую и непримиримую борьбу, которая охватила все города и крупные селения Ирана и которая в течение четырех веков (вплоть до конца XIX в.) являлась существенной чертой их социальной жизни. Причина этих кровопролитных столкновений заключалась в чисто религиозных разногласиях: Н. было первоначально суннитским (шафи‘иты) по своим воззрениям, а хайдарийа—изначально шиитским (имамиты) братством. С течением времени, когда Н. восприняло шиитскую доктрину и подоплека распрей была забыта, определяющим моментом соперничества стала борьба за влияние среди городских торгово-ремесленных корпораций.
В деле приема новых членов братство Н. действовало чрезвычайно избирательно и постепенно превратилось в полузакрытую аристократическую организацию, рекрутируя своих членов почти исключительно среди элиты феодального общества, для которой членство в Н. считалось престижным и модным. Участие в придворных интригах привело Н. в тайную оппозицию династии, образовавшуюся к концу правления Тахмаспа I (1524—1576); впоследствии братство открыто выступило против юного ‘Аббаса I (1587—1629) на стороне Бекташ-хана, который стремился пресечь правление Сефевидов. ‘Аббас и его преемники подвергли Н. суровым репрессиям, что не только лишило Н. былого могущества и влияния, но практически привело к исчезновению братства как организации. К концу XVIII в. оно уже не было известно в Иране по названию.
В 1776 г. в Иран из Хайдарабада (Декан, Индия) прибыли два представителя деканской линии Н. саййид Мир ‘Абд ал-Хамид Декани, с особым именем по братству Ма‘сум-‘Али-шах, и Шах Тахир Декани с поручением главы этой линии Риза-‘Али-шаха (Шах ‘Али-Риза, ум. в Хайдарабаде в 1799—1800 г., 30-й руководитель, кутб, в духовной силсила Н.) возродить деятельность братства в Иране. «Возродителем силсила» в Иране стал Ма‘сум-‘Али-шах (уб. в 1797-98 г.), назначенный преемником (31-м кутбом силсила) Риза-‘Али-шахом. Он основал центральную обитель в Ширазе и сделал ее резиденцией. Широкая и активная пропаганда своих идей при поддержке правящей династии Каджаров (1796—1925), ряд представителей которой, включая шахов, стали членами Н., позволила братству вернуть утраченные позиции и вновь добиться значительного влияния и авторитета. До середины XIX в. Н. развивалось, сохраняя организационную целостность: выделение небольших групп не подорвало ее сколько-нибудь серьезно. Сохранялась и единая генеалогия. В 1861 г. умер Хаджжи Зайн ал-‘Абидин На’иб ас-садр (род. в 1793-94 г.), известный как Мирза Кучик, Рахмат-‘Али-шах — 36-й кутб Н. Борьба и раздоры за верховное руководство в Н. привели к расколу, который дал мощный импульс центробежным силам и привел к энергичному развитию трех самостоятельных ветвей, каждая из которых считает себя продолжателем и выразителем традиций и идей братства и которые, в сущности, являются независимыми братствами и полузакрытыми обществами: а) са‘адат-‘али-шахи, или гунабади, или та’усийа; б) сафи-‘али-шахи; в) зу-р-рийасатайн, или мунаввар-‘али-шахи. Эти самостоятельные ветви-братства принимали активное участие в движении конституционалистов-машрутийа и революционных событиях в Иране в 1905—1911 гг., в их концепциях нашли заметное отражение взгляды шиитских общин шайхийа и ‘али-илахи, а также идеи движения бабитов. Они активно вели и ведут наступательную пропаганду своих доктрин, резко нападая друг на друга. В настоящее время не существует единого братства Н. На его месте — пестрый конгломерат враждующих самостоятельных линий, ветвей и групп.
С момента оформления и до 30-х годов XX в. линия-братство гунабади играла значительную роль в жизни Ирана, т. к. почти все сословия (чиновники низших рангов, мелкие торговцы и прочий служилый люд, купцы средней руки) были представлены в этом братстве. Основатель— Хаджж Ака Мухаммад-Казим Исфахани (ум. в 1876 г.) с именем по братству Са‘адат-‘Али-шах. В 1967 г. пятым главой линии (кутб) стал Хаджж Султан-Хусайн Табанде Гунабади Риза-‘Али-шах (род. в 1914 г. в селении Бидухт), который назначил преемником своего сына ‘Али (род. в 1945 г.). Центральная обитель и резиденция главы братства находится в селении Бидухт. Вторая по значению обитель — в Тегеране. Местные обители — в Исфахане, Керманшахе, Мешхеде, Реште, Хамадане. Число членов братства в пределах 20 тыс.
Руководители линии-братства сафи-‘али-шахи считают себя прямыми преемниками духовной силсила Н. Основатель — Хаджж мирза Хасан-Ака б. Мухаммад-Бакир Исфахани, Сафи-‘Али-шах (1835—1899). Третьим и последним главой этой линии был Захир ад-даула ‘Али-хан Каджар, Сафа’-‘Али-шах (1869—1924), занявший этот пост в 1920 г.
В 1888 г. Сафа’-‘Али-шах при поддержке Сафи-‘Али-шаха создал тайное общество «Ухувват», которое в конце 1899 г. стало открытым и было официально признано властями. Оно имеет свой устав, финансы и совещательный совет из 11 членов при председателе, состоящий из руководителей наиболее популярных обителей. Общество координирует деятельность как обителей, так и всего братства. В 1975 г. председателем «Ухувват» был ‘Абдаллах Энтезам (ум. в 1983 г.). Центральной обителью традиционно считается ханаках в селении Махан (Керман), наиболее влиятельной — обитель в Тегеране (в 1980 г. главой был Джавад Сафа’и). Помимо двух отмеченных в стране функционируют еще десять обителей. На 1980 г. братство насчитывало чуть более 36 тыс. членов. Кутб в этой силсила был выборным.
Основатель линии-братства зу-р-рийасатайн, или мунаввар-‘али-шахи, — Хаджж Ака-Мухаммад б. Мухаммад-Хасан, Мунаввар-‘Али-шах (1809— 1884). Четвертый кутб (с 1922 г.) линии Му’нис-‘Али-шах (1873—1953) перенес центральную резиденцию линии-братства из Нираза в Тегеран. Пятый глава—Джавад Нурбахш Кермани, Нур-‘Али-шах II (1926—1982) — провел организационные реформы как на уровне всей линии, так и на уровне обители, введя институт совета при муршиде обители, построил и основал ок. 300 ханаках по всей стране. Своим преемником Нур-‘Али- шах II назначил Мухаммада б. ‘Али-Асгара Зу-р- Рийасатайна. Общее число членов. этой линии в пределах 54—62 тыс.
Не столь активно, как три отмеченные выше линии-братства, действуют в Иране две небольшие по числу членов ветви Н. 1. Каусар-‘али-шахи, шестым главой (кутб) которой является с 1953 г. мирза ‘Али-Асгар Маликнийа, Насир-‘Али-шах (род. в 1911 г.). Центральная обитель и резиденция в Тегеране (до 1980 г.), другие обители в Хамадане и Мераге. Эта. ветвь имела налаженные контакты с линией-братством сафи-‘али-шахи. Предполагается, что она полностью вошла в эту линию. 2. Намс ал-‘урафа’, третьим (седьмым) главой (кутб) которой является с 1956 г. Хаджж Мир саййид ‘Али Кумми Бурку‘и. Резиденция-обитель находится в Тегеране. Эта ветвь связана с линией-братством зу-р-рийасатайн.
Точных данных о числе членов всех линий-братств, ветвей и групп, на которые распалось Н., не имеется (по различным источникам — от 1О0 тыс. до 300 тыс. чел.). Н. распространено преимущественно в Иране. В Индии, возможно, сохранились преемники деканской линии. В Ираке (на юге и в Эль-Казимайне) действуют малочисленные группы.
В основе мистического Пути Н. лежали мистико-философские положения и метод духовно-религиозной практики, разработанные Ни‘маталлахом Вали. Впоследствии были внесены определенные коррективы, т. к. братство стало шиитским. Представители деканской линии Н., возродившие ее в Иране, ввели в практику братства обязательное для каждого члена добавление к имени особого имени по братству, вторым компонентом которого было ‘Али-шах. В остальном они, считали себя прямыми наследниками духовной; силсила Н. и исповедовали взгляды своих предшественников.
До раскола в Н. инициация проходила в один этап без испытательного срока для неофита (талиб), в присутствии руководителя-наставника (пир-и далил) и состояла из ритуального омовения и покаяния (тауба), клятвы в верности (бай‘а) руководителю братства, патрону-основателю и ‘Али, после чего неофиту, становившемуся муридом, разъяснялся особый зикр Н. и его личный тихий (зикр-и хафи). В зикр-и тахлили вводилось прославление ‘Али и «скрытого» имама. Во время коллективного зикра и сама‘ читались молитвы в прославление ‘Али. Коллективный зикр и сама‘ (без танцев и пения) проходили по пятницам. Мистический Путь состоял из семи этапов (мархала): таслим, зухд, факр, рида, махабба, фана’, вафа’. Одежда: верхняя войлочная накидка-плащ с длинными рукавами и высокая войлочная шапка, сшитая из 5 клиньев, позднее — из 12. Пост кутба в Н. был наследственным.
После раскола все три основные линии ввели ряд изменений в обряды, в ритуал инициации и в практику Пути. Инициация стала двухэтапной (от двух дней до нескольких месяцев новитата, но обычно не более 40 дней), талиб в сопровождении наставника (пир-и далил) совершает в бане пять ритуальных омовений (гусл-и тауба, таслим джам‘а, зийара, хаджат), после чего наставник разъясняет ему молитвы в прославление ‘Али. Затем талиб босой, с расстегнутым воротом рубахи и верхней одежды, держа в платке (либо в белой ткани) 1 кг сахару, перстень, монету и грецкий орех, входит к главе обители, который объявляет ему формулу зикра братства, поясняет ее смысл и ритуал отправления. Талиб клянется соблюдать верность шести постулатам (преклонение перед божьим повелением, милосердие к тварям Аллаха, служение взысканным Аллахом, душевная щедрость на божьем пути, хранение божественной тайны и полное подчинение «святому», т. е. покровителю братства; у гунабади— четыре постулата: подчинение кутбу, любовь к богу, соблюдение тайны зикра линии-братства и служение братству в течение 12 лет). После этого его представляют членам братства. На мистическом Пути признается семь этапов (мархала), в сафи-‘али-шахи число этапов, которые должен пройти дарвиш-и салик, устанавливается в зависимости от его способностей (от 40 до 100). В этом же братстве все муриды после смерти кутба обязаны принести присягу вновь избранному главе. Члены зу-р-рийасатайн должны выплачивать в казну братства 10% от своего дохода, а шамс ал-‘урафа’—1/8. Свою эмблему имеет сафи-‘али- ‘Шахи: скрещенные дарвишские топорики лезвиями в стороны, внизу их рукоятки соединены четками, вверху между лезвиями — тадж (дарвишский головной убор, часто в форме колпака) и под ними кашкул (особый сосуд для сбора подаяний), буква «сад» и дата создания общества «Ухувват»—1317 г.х. Почти такая же эмблема у зу-р-рийасатайн, члены которого обязаны иметь ее всегда при себе, а во время собраний — носить на груди. Во всех братствах особое внимание уделяется снам как показателю духовной эволюции дарвиша. Все ветви признают как тихий зикр, так и громкий коллективный во время сама‘ — радений, на которые приглашались специальные оркестры. Сафи-‘али-шахи отмечают в году четыре праздника—дни рождения Мухаммада и ‘Али, Гадир ал-Хумм и День цветов в марте — апреле; зу-р-рийасатайн отмечает только день рождения ‘Али.
Лит-ра: Даулатшах, 333—336; Хондамир. Хабиб, 4, 7—8; аш—Шуштари. Маджалис, 131б—132а; Ма‘сум-‘Али-шах. Тара’ик, 3, 3—21; Петрушевский. Ислам, 346; Ч. А. Стори. Персидская литература: Биобиблиографический обзор. Пер. с англ., перераб. и доп. Ю. Э. Брегель. 1—3. М., 1972, 1, 175—176, 2, 993—994; Мударриси. Силсилаха, 7—63, 140—147, 189—205, 206—245, 264—305; Browne. History, 463—465; J. Rypka. Dans l’intimité d’un mystique iranien. — L’âme de l’Iran. P., 1951, 181—200; Aubin. Matériaux; W. Ivanov. Ismaili Literature: A bibliographical survey. Tehran, 1963, 184; Trimingham. Orders, Index; Fasa’i, 161 —162, 264—265; Gramlich. Derwischorden, 1—3, Index; B. Nikitine. Ta’usi. — ShEI, 263—265.
О.Ф.Акимушкин