НӮРБАХ̱ШӢЙА — суфийское братство шиитского толка, выделившееся в начале XV в. из братства кубравийа как его шиитская ветвь. Основатель Н.— саййид Мухаммад б. Мухаммад Нурбахш (1392—1464), по происхождению бахрейнский араб, родился в Кайене (Восточный Иран). Свою родословную возводил к шиитскому имаму Мусе ал-Казиму. Был муридом шиитского шайха Ходжа Исхака ал-Хутталани, который за исключительные успехи ученика в усвоении Корана и «всех наук» дал ему прозвище Нурбахш («свето-дар»), передал хирку своего покойного учителя, шайха кубравитов саййида ‘Али ал-Хамадани и поручил руководство ханаках. Приверженцы Нурбахша объявили его имамом-махди, явившимся восстановить справедливость, и халифом. В Ираке в его честь чеканились монеты и читалась хутба. Помимо Ирака шиитские проповеди Нурбахша, их антитимуридская направленность имели успех в Курдистане, Азербайджане, Гиляне. При тимуриде Шахрухе (1405—1447) братство Н. жестоко преследовалось, предпринимались попытки физически уничтожить Нурбахша и его сторонников, заставить отречься от проповеди и притязаний на халифат. Остаток жизни Нурбахш провел в небольшом селении провинции Рей в окружении своих учеников. Его ближайшие последователи — Шах Касем Файзбахш (сын или внук Нурбахша) и Шамс ад-дин ал-Джилани ал-Лахиджи — пользовались расположением и покровительством последних Тимуридов и первых Сефевидов. Идеи Н. подготовили почву для утверждения шиитской доктрины Сефевидов в Иране. Ок. 1496 г. мурид Файзбахша, Мир Шамс ад-дин, ушел из Ирака в Кашмир, где был с почестями принят местным правителем, получив от него в дар конфискованные земли. В результате проповеди шайха многие кашмирцы, исповедовавшие суннизм ханафитского толка, стали членами Н. В последующие столетия Н. подвергалось преследованиям, но еще в конце XIX в. число последователей Н. в Кашмире превышало 20 тыс.
Доктрина Н. изложена в сочинениях Мухаммада Нурбахша ар-Рисалат ал-и‘тикадийа и ал-Фикх ал-ахват и в комментарии Шамс ад-дина ал-Лахиджи на Гулшан-и раз суфийского автора Махмуда Шабистари (ум. в 1320 г.). В центре учения — вера в два имамата: истинный (хакикийа) и дополнительный (идафийа), обозначаемые также как «больший джихад» и «меньший джихад». Она подразумевает совокупность обязательных внешних и духовных качеств имама, именуемых «меньшим джихадом». Абсолютный, истинный имам, обладая необходимыми качествами, должен быть и вали, достигнувшим совершенной святости. Таковым, по мнению Нурбахша, был лишь ‘Али б. Аби Талиб. Сочетание признаков «меньшего джихада» со «святостью» (ал-вилайа) имама составляет, по мнению Нурбахша, «больший джихад». Нурбахш выступал за возрождение и сохранение обычаев и традиций времени Мухаммада и призывал к отмене «нововведений» (бид‘а). С суфизмом Н. связывал общий тип организационной структуры. Руководитель братства и его преемники — шайхи управляли ханаках, где муриды проходили путь подвижничества и духовного совершенствования, включавший «услужение» (хидмат), «уединение» (‘узлат), «отшельничество» (халват) и «духовное общение» (сухбат). Традиционным цветом одежды шайхов Н. был черный в знак постоянного траура по мученической смерти имама ал-Хусайна и его соратников. Приему в члены братства лиц из среды ханафитов предшествовало принятие ими шафи‘итского толка, а затем отречение от шафи‘изма и переход в шиизм.
Лит-ра: аш-Шуштари. Маджалис; Mole. Professions; D. S. Margoliouth. Nurbakhshiya. — El*, 3, 961—962; H. Algar. Kubra. — El. NE, 5, 299—301.
А. И. Колесников