Овлия (туркм., от араб. аулийа’ — «святые») — наиболее распространенное в Туркменистане название «святых» мест. Всего в республике насчитывается не менее 700 «святых» мест, от двадцати до тридцати и более в каждом из ее этрапов (районов). В это число входят святилища всех видов и масштабов — от полузаброшенных «святых» мест на старых сельских кладбищах, о которых знают лишь в одном селении, до больших мавзолеев, являющихся одновременно историко-архитектурными памятниками и известных не только во всем Туркменистане, но и за его пределами.
Большинство «святых» мест — святилища на кладбищах. Это — гонамбаши (туркм. «главная могила», «глава могил»), первая по времени могила на кладбище. В таких случаях личное имя или почетное прозвище гонамбаши, как правило, становилось названием всего кладбища. Поэтому в быту «святые» места подобного рода и кладбища при них обозначаются одним и тем же термином — О., хотя «кладбище» по-туркменски — мазарлык, мазарчылык, мазарыстан, гонамчылык. Создавая новое кладбище, стремились к тому, чтобы первым захоронением стала могила какого-нибудь авторитетного человека, обычно из местной духовной элиты — ишана, ахуна, моллы, казы. Это не всегда было возможно, поэтому гонамбаши могло стать и несколько более позднее погребение. Почитаемый покойник становился для других погребенных своего рода гарантом обретения лучшей доли на том свете, так как мог «замолвить словечко» перед силами небесными.
Вторую, значительно меньшую по количеству группу святилищ представляют «святые» места, связанные с «мусульманизированными» в той или иной степени доисламскими объектами поклонения, имеющими отношение к культу природы (священными источниками, пещерами, камнями, деревьями и т.п.). О. такого рода соответствует его русскому названию и передается термином кераматлы ер (от араб. карама, мн.ч. карамат, — «чудо»).
Третью группу «святых» мест представляют шехидлик — часто безымянные захоронения людей, погибших мучениками (араб. шахид — «погибший за веру»). У туркмен значение термина шахид значительно расширилось; так называют людей, умерших от жажды и голода в песках или горах, безвинно погибших во время военных столкновений или от рук преступников.
Четвертую группу «святых» мест составляют святилища, связанные с именами «святых» (как правило, мужчин), которые похоронены в других местах.
Среди святилищ первой группы можно выделить три категории: захоронения выдающихся средневековых религиозных деятелей, как правило суфиев (XI–XVII вв.); могилы духовной элиты нового времени (XVIII–XX вв.); прочие О.
К первой категории можно отнести такие «святые» места, как Ходжа Юсуп (Йусуф)-бабá (хваджа Йусуф ал-Хамадани), Астана-баба, Сарагт-баба (Абу-л-Фадл ас-Сарахси), Меана-баба (Абу Са‘ид ал-Майхани), Ших Алов (Абу ‘Али ад-Даккак), Ак-имам, Сейит Неджепи, Шейх Овезберды, Машад-ата, Наджмэддин Кубра, Исмамут-ата и ряд других. Среди них и святилища, связанные с захоронениями родоначальников святых групп (овляд, араб. аулад — «дети», «потомки») у туркмен, — Магтым мээззем, Дана-ата, Гёзли-ата, Пакыр-ших и т. д. На территории многих из вышеназванных святилищ находятся мечети. «Святые» места, по популярности подобные перечисленным выше, в Туркменистане сосредоточены в основном в зонах древней цивилизации — оазисах вдоль рек Аму-дарья, Мургаб, Теджен, Сумбар, а также предгорной полосы Копетдага. Паломничество (зыйарат, араб. зийара; зыйаратчи — паломник) к ним совершают верующие из самых отдаленных районов Туркменистана.
Святилищ второй категории намного больше. Это, как правило, захоронения «святых» — выходцев из живущих в настоящее время или живших сравнительно недавно в данной местности родо-племенных подразделений. В качестве примера можно назвать такие «святые» места, как Гайыпгулы-ата (XVIII в.), Ак-ишан (XIX в.), Курбанмурад-ишан (XIX в.), Кара-ахун-ишан (первая четверть XX в.), и многие другие. Паломничество к святилищу совершают жители близлежащего селения (прежде всего соплеменники «святого») или нескольких населенных пунктов, а к более известным (например, к Курбанмурад-ишану) — и нескольких районов. Большинство святилищ этой категории, в отличие от предыдущей, до второй половины 80-х гг. XX в. не имело над могилами гробниц-усыпальниц.
К третьей категории относятся реальные захоронения светских лиц. Таких святилищ немного, самым известным из них считается мавзолей сельджукидского правителя Хурасана/Хорасана султана Санджара (XII в.) в Старом Марве/Мерве.
«Святые» места второй группы (кераматлы ерлер), несомненно, наиболее древние. Их «исламизация» проявилась, например, в том, что у считающихся святыми целебных источников появились могилы «святых», их названия связаны с природой или известными личностями — Нов-ата (Геоктепинский р-н), Арчман-ата (Бахарденский р-н), Гыз-биби и Йылы сув (Гаррыгалинский р-н), Гайнар-баба (Керкинский р-н) и т.п. Такие же «могилы» — у вулканического выхода лечебной грязи близ Чекишлера (Эсенкулийский р-н) и у грязевого курорта Молла-Кара близ Небит-Дага. У Богаз дашы (Ашхабадский р-н), камня необычной формы, способствующего, по поверьям, деторождению, «могила» «святого» отсутствует, но появились Намаз дашы («Молитвенный камень»), связываемый с именем популярного в исламе халифа ‘Али, и Дюльдюль дашы («Камень Дюльдюля»), к которому ‘Али якобы привязывал своего крылатого коня. На кладбище Ших Мустафа у поселка Джебел (Небитдагский р-н) на «могиле» «святого», вокруг которой бездетные женщины оставляют вотивные символы (тряпочки, колыбельки, луки и т. п.), лежит огромный аммонит, считающийся окаменевшей чалмой «святого». Из почитаемых пещер следует назвать прежде всего Ков-ата (Бахарденский р-н), в которой находится озеро с термальной водой. «Могилы» «святого» на этом святилище нет. Культ растительности проявляется в поклонении отдельным деревьям: священной арче (можжевельник) над «святым» местом Шевлан, на святилищах Акдерекджан («Белый тополек») и Алты дагдан («Шесть дагданов»; дагдан — каркас кавказский, каменное дерево) в Гаррыгалинском р-не, Дагдан овлия («Святилище дагдан») в Кизыларватском р-не и т.д.
Святилища третьей группы, (шехидлик) — О., где покоятся люди, умершие не своей смертью. Захоронения такого рода бывают индивидуальные и коллективные. Так, «главной могилой» (гонамбаши) одного из кладбищ, где хоронят умерших жителей большого приатрекского селения Шарлоук (Кизылатрекский р-н), является захоронение молодой девушки-туркменки, насильно выданной замуж за нелюбимого и бежавшей от мужа-тирана. На месте будущего святилища ее настигла погоня, и она погибла. Событие относится к середине XIX в. «Святое» место на кладбище селения Шарлоук — один из немногочисленных примеров, когда в качестве гонамбаши-шехида выступает женщина. Коллективная гонамбаши-шехидлик находится на большом старинном кладбище Шихлар (Шихи) в 16 км севернее Красноводска (ныне Туркменбаши). Согласно преданию, в ней захоронены глава местной группы овляд-шихов Дурдымамед и 26 его соплеменников, погибшие весной 1669 г. в столкновении с казачьей вольницей Степана Разина, возвращавшегося из Персии в Астрахань.
Среди «святых» мест четвертой группы можно выделить две категории. К первой относятся святилища, связанные с именами «святых», которые никогда не были на территории Туркменистана и похоронены в других регионах: Шевлан (Гаррыгалинский р-н) — со «святым» суфием аш-Шибли, похороненным в Багдаде; Билал-бабá (Дейнауский и Илянлинский р-ны, а также Ферганская долина, Киргизия) — с одним из сподвижников (ансар) пророка Мухаммада, его муэдзином, похороненным в Аравии; Зенги-бабá (селение Старая Мурча Бахарденского р-на) — с известным среднеазиатским суфием XIII в., который жил и умер на территории современного Узбекистана; к ним относятся также гробницы Мухаммада Ханапии / Мухаммада б. ал-Ханафии (Байрам-Алийский, Серахский и Геоктепинский р-ны, а также селение Дехайбалянд в Самаркандской области Узбекистана) — сына халифа ‘Али и Хаулы из арабского племени ханифа (ум. в 700 г. и похоронен в Аравии).
Ко второй категории относятся «святые» места, связанные с именами лиц, похороненных в другом месте, но на земле Туркменистана. Считается, что святилища такого рода возникли там, где «святой» пролил кровь (ган дёкюлен ер), был ранен или убит либо останавливался на ночлег или отдых (дюшелге ери). Примером может служить «святое» место Дана-ата на кладбище одноименного селения Даната (Казанджикский р-н), хотя захоронен этот знаменитый суфий в мавзолее в одном из ущелий Большого Балхана. На Красноводской косе находится О.-кладбище Кара-баба, а похоронен этот родоначальник одного из мелких подразделений группы овляд-шихов на Атреке.
Паломники обращают к «святым» свои мольбы о ниспослании здоровья, потомства, прежде всего сына-наследника, благополучия в доме, хорошего урожая. Есть «специализированные» святилища. Женщины особо почитают упомянутое «святое» место Богаз даты и средневековый мавзолей «святой» Парау-биби (Кизыларватский р-н). На территории бывшего колхоза «Большевик» Геоктепинского р-на еще в 70-х гг. активно функционировали Оглан О. («Святилище мальчиков»), Гыз О. («Святилище девочек») и Диш О. («Зубное святилище») — небольшие искусственные холмики-«могилки», окруженные невысокой глинобитной оградой. На первом святилище просили о ниспослании здоровья и ребенка-мальчика, на втором — девочки, а на третьем— об избавлении от зубной боли.
Элементы ритуала паломничества к «святым» местам в основном идентичны: люди приносят «святому» дары (обычно их забирают смотрители-мюджевюры), молятся, оставляют вотивные предметы (привязывают тряпочки, навешивают игрушечные луки и матерчатые колыбельки, иногда со щепочкой-«младенцем»), закалывают жертвенных животных и устраивают коллективную трапезу, женщины с больными детьми проходят под чиле агач, иногда спят у могилы «святого» в дневное время, купаются в «святом» источнике и т.д. На некоторых святилищах есть и свои, особые элементы ритуала. Так, в средневековом мавзолее-мечети Машад-ата в Кизылатрекском р-не паломнику предлагают пройти тест на грешность — всунуть голову в верхнюю часть ниши михраба: если выступающие на уровне шеи кирпичики кладки не сдавят ему шею, значит, испытуемый без особых грехов. На «святом» месте Астана-баба в Керкинском р-не паломники могут заглянуть в колодец, и если увидят в нем отражение звезды, значит, их просьба к «святому» исполнится.
Лит-ра: «Кераматлы ерлер» хакында хакыкат / Правда о «святых местах». Ашгабат, 1986, 5–94 (натуркм. яз.); Демидов. Легенды, 62–128.
С.М.Демидов