Подшо-Пирим («Царь-наставник») — культовый комплекс (мазар, мавзолей, дарваза—хана, зийарат—хана) в сел. Бекобод (Бувайдинский р-он Ферганского вилайата). Ядром разновременного комплекса является мавзолей Шах-и Джарира (имам Хазрат-и Шах-и Джарир), согласно местной традиции, распространителя ислама в Ферганской долине. После смерти имама его признали святым, и его могила стала объектом почитания. Впоследствии над захоронением был воздвигнут мавзолей, а вокруг него постепенно разрослось кладбище. Комплекс состоит из двух дворов: 1) поперечно вытянутый прямоугольный двор с портально-купольной дарваза—ханой XV в. и фронтально раскрытой мечетью начала XX в. в торце; 2) многогранный двор с захоронениями и мавзолеем XV–XVI вв. из двух помещений — комнаты с надмогильным сооружением и зийарат—ханы. Комната имеет два входа: один через зийарат—хану, другой — через особый низкий портал, обращённый на юг. По-видимому, это был вход в мавзолей, закрытый после пристройки или перестройки зийарат—ханы. Местные жители постройку мавзолея приписывают Амиру Тимуру.
Памятник многократно перестраивался и реконструировался. Древнейшие части строений комплекса П.-П. относятся к ХV–ХVI вв. По данным специалистов (И.Азимов), мавзолей был построен в ХV–ХVI вв. Поэт-мистик Зияуддин Хуканди (1867–1923) в своих стихах обращается к мазару Хазрат-и Шах-и Джарира как к верховному покровителю Ферганы. В истории Кокандского ханства этот мазар занимает особое место, он много раз упоминается в цепи исторических событий, когда судьба ханства решалась на этом святилище. Такие сведения отражены в хронике жившего в XIX в. Зияуддина (Дийа’ ад-дин) Махдума (Махзуни) «История ханов Ферганы». Автор отдельно описал посещения и обряды, совершаемые ханом на мазаре Хазрат-и Шах-и Джарира.
Особое внимание мазару Хазрат-и Шах-и Джарира уделил также Мирза ‘Алим Ташканди (XIX в.) в историко-биографическом труде Ансаб ас-салатин ва-таварих ал-хавакин («Генеалогия султанов и история хаканов»). В частности, описан знаковый эпизод, когда кипчаки, одержав победу над войском Шади мингбаши, оказались на земле святилища. Знатные люди Коканда — доверенные лица (амины) и аксакалы — пришли к ним с подарками и дастар—ханом с угощениями. Предводитель кипчаков одарил каждого из них достойным халатом и отпустил. Вечером кипчаки, зарезав много баранов и другого скота, устроили угощение с богоугодной целью, прочли молитвы и фатиху, просили святейшего духа благотворного мазара Хазрат-и Шах-и Джарира о поддержке и помощи в их борьбе.
Лит-ра: Мирза ‘Алим б. Мирза Рахим Ташканди. Ансаб ас-салатин ва-таварих ал-хавакин. Таш., 2007, 115; Гулямов. Отчет о работе, 117; Азимов. Архитектурные памятники, 36–37; Средняя Азия. Справочник-путеводитель / Автор-сост. Г.А.Пугаченкова. М., 1983, 386; Ҳазиний. Девон. Таш., 1999, 114; Н.Абдулаҳатов, З.Ҳайдарова, О.Азимов. Биби Убайда тарихи. Фарғона, 2003; Магзуни. Фаргана хандарынын тарыхы. Бишкек, 2007, 106.
Н.У.Абдулахатов