РАДЖАБ — седьмой месяц мусульманского лунного календаря. В доисламской Аравии—один из четырех священных месяцев (см. К. 9:36), месяц «малого» паломничества (‘умра) в Мекку. Приходился первоначально на весенний период. В Р. существовала практика поста, совершались особые жертвоприношения (‘атира, ар-раджабийа) языческим божествам. Мясо жертвенных животных раздавали бедным и нищим. В этом месяце были запрещены войны, однако запрет иногда нарушался.
Священный характер Р. сохранил и в исламе, как у суннитов, так и у шиитов, хотя в средневековом мусульманском богословии велась полемика по поводу допустимости особых актов благочестия (например, пост, ночные бдения, специальные молитвы) в Р. При этом и сторонники полярных точек зрения, и сторонники компромиссного решения ссылались на многочисленные хадисы и на комментарии на 2-й айат суры 5. В конце концов популярная в народном исламе практика особых благочестивых деяний в Р. закрепилась и была поддержана мнением ряда религиозных авторитетов. Ее противниками остались лишь такие суннитские богословы, как Ибн Таймийа.
Р. назывался «месяцем Аллаха», «месяцем ‘Али», «глухим» (ал-асамм), т. к. гнев бога в этот месяц не слышен, «проливным» (ал-асабб), т. к. милость бога в этот месяц «проливается» на людей. Существовало мнение, что в Р. Мухаммад получил первое «откровение», был рожден или зачат, на 27-е число относят ал-ми‘радж. Пост в отдельные дни Р. оценивался очень высоко. Так, считалось, что из 14 дней в году, в которые правоверный должен бодрствовать и молиться, три приходятся на Р. Существовало мнение, что пост 27 Р. в ритуальном отношении равен 60 месяцам поста или 100 ночам поста и 100 ночам молитв; пост одного дня в Р. равен одному месяцу поста и т. п. В исма‘илитской пропаганде Р. выделяется особо как месяц благочестивых деяний, воздаяние за которые многократно увеличивается по сравнению с другими месяцами. Накануне первой пятницы Р. читаются особые «молитвы даров» (салат ар-рага’иб). Правомочность произнесения этих молитв вызвала в средневековом исламе острые споры. Считалось, что 1 Р. Нух (Ной) вошел в ковчег. В этот же месяц отмечаются чудо перехода Мусой (Моисеем) моря, день прощения Адама, день рождения Ибрахима (Авраама) и ‘Исы (Иисуса) и еще множество памятных дат. В различных мусульманских странах (особенно в Египте, Ираке, Йемене) на Р. приходятся местные религиозные праздники, практикуется ряд особых ритуалов. И сегодня особые акты благочестия в Р.— важная часть мусульманских народных верований. Они одобряются современными мусульманскими богословами, которые даже связывают почитание Р. в языческие времена с ханифией, монотеистическим движением, предшествовавшим исламу.
Лит-ра: Бируни. Памятники, 369, 378; Лэйн. Нравы, 364—367; Grünebaum. Festivals, 36; М. J. Kister. «Rajab is the Month of God…»: A Study in the Persistence of an Early Tradition. — Kister. Studies, 191—223.
Е.А.Резван