С̣АДАК̣А (перс, садаге, тур, садакат; «искреннее даяние») — 1. Милостыня. Раздача С. является нормой, закрепленной Кораном (2: 195/191, 262/264—263/265, 270/273, 276—277/277; 4:114; 9:58, 60, 79/80, 103/104—104/105; 58:12/13—13/14). Вопросы о С. трактуют разделы фикха ‘укубат и ахкам. Раздача С. вменяется в обязанность всякому, кто имеет для этого возможность. Это действие относится к разряду манду б. Принимать С. может только тот, кто сам не в состоянии ее давать, иначе это наказывается как вымогательство. С. бывает следующих видов: С. как единичный акт благотворительности; С. как вид искупительного действия (каффара), т. е. штраф, идущий на благотворительные цели; С. как отчисление имущими части своих доходов в пользу неимущих. В первых двух случаях С. может даваться деньгами, пищей, одеждой, предоставлением услуг и жилья, прощением долга и обязательства и т.п. В третьем случае С.— только деньги, которые собираются специальными сборщиками и поступают в центральную или местную казну (байт ал-мал) и составляют вместе с отчислениями от заката, также называемыми С, вид страховых средств, распределяемых особыми уполномоченными от имени центральной власти среди нуждающихся. Право на получение помощи из средств С. имеют бедняки и инвалиды, бедственное положение которых удостоверено тремя членами их общины, разоренные из-за каких-либо превратностей и те, кто вынужден делать какие-либо выплаты и нести расходы сверх своих возможностей, например содержать неимущих родственников, выплачивать дийа за родственника и т. п. Когда их дела придут в порядок, выплата С. прекращается. Из средств С. выплачивается вознаграждение тем, кто помогал в войне, но ничего не получил из добычи, погашается недостающая часть выкупа раба (мукатаб), если его дела пошатнулись, получают содержание чиновники, собирающие и распределяющие С, содержатся странноприимные дома и оказывается помощь путникам, по каким-либо причинам не могущим продолжать путь.
В хадисах и в литературе по фикху термином С. обозначался закат. То, что С. и закат изначально были единым понятием, подтверждается еще и тем, что право пользоваться средствами из С. имели те же категории лиц, которые имели право и на средства из заката. Чтобы отличить С. как добровольное даяние от обязательного взноса, к ней прилагается определение: садака ат-татавву‘ («добровольная садака»).
2. Закат со скота, взимаемый скотом же по следующему расчету: овцы и козы до 40 голов не облагаются, с 40 до 120—одна овца, от 121 до 200—2 овцы, от 201 до 300—3 овцы, далее одна овца за каждую сотню; крупный рогатый скот: с каждых 30 голов — годовалый бычок, с каждых 40—’Двухлеток; верблюды: с 5 до 9 голов—овца, с 10 до 14—2 овцы, с 15 до 19—3 овцы, с 20 до 24—4 овцы, с 25 до 35—верблюдица-двухлетка, с 36 до 45—верблюдица-трехлетка, с 46 до 60—четырехгодовалая верблюдица, с 61 до 75—взрослая верблюдица, с 76 до 90—2 двухлетки, с 91 до 120—2 четырехлетки. Далее расчеты ведутся в зависимости от мазхаба и местных обычаев, но чаще всего начиная со. 125 голов расчет повторяется, т. е. берется 2 четырехлетки и овца и т. д. Есть и другой расчет: после 120 с каждых 40 — трехлетка, с каждых 50—четырехлетка. С лошадей, по одним мазхабам, берется подать в 1 динар с головы, по другим — не берется ничего. Все это касается только скота, содержащегося на вольном выпасе, с рабочего скота С. обычно не берется. В С. не принимаются животные с каким-либо пороком. Хозяин может не отдавать для С, племенных и маточных животных, стоящих на откорме или имеющих какую-либо особую ценность. Молодняк, по одним мазхабам, учитывается в общем поголовье, по другим—не учитывается совсем. С. с поголовья, находящегося в совместном владении, по одним мазхабам, взимается как с единой собственности, по другим — каждый из совладельцев платит ее пропорционально своей части как с отдельного владения.
Лит-ра: Абу Иусуф. Ал-Харадж, 95—103; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 210—217; ал-Газали. Воскрешение, 198—200; Т. Н. Weir. Sadaka. — EI, 4, 35—37.
Лит-ра: Абу Иусуф. Ал-Харадж, 90—95; Кудама б. Джа‘фар, Ал-Харадж, 45—50, 108—113; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 197—200.
А. С. Боголюбов