Сагана — однокамерное наземное либо полуподземное могильное сооружение из жженого или сырцового кирпича, со сводчатым или плоским перекрытием. Этимология слова не вполне ясна; в документах (вакф-нама) и некоторых позднейших сочинениях местных авторов встречается форма сакана (с каф вместо г). В Бухаре С. ориентированы по линии север-юг, изголовье — на севере, с отклонением до 3–7 градусов на запад, реже — на восток. В Хваризме/Хорезме, где направление киблы иное (юго-юго-запад), С. соответственно ориентированы по линии запад-восток (изголовье — на западе); все С. здесь наземные. Средние параметры: погребальная камера — от 2 до 2,5 м в длину, ширина 0,7–1,5 м, высота 0,8–1,4 м. По сути — это однокамерные дахмы упрощенной конструкции, утратившие площадку для установки надгробий.
С. предназначены для одиночных погребений, хотя известны случаи подхоронений (например, мать + незамужняя дочь, отец + бездетный сын), когда кости предшествующего покойника сдвигались в северо-восточный (Бухара) либо в северо-западный (Хорезм) углы. Редкий случай — С. для супружеских пар, они разделены в интерьере стенкой. Часто встречаются несколько пристроенных друг к другу С. (до 12 и более в ряду), предназначенных для семейных захоронений. Известны полые С., возведенные над погребальными камерами классических регламентированных конструкций: впускная яма (шакк, хуфра) с подбоем (лахд) для покойника.
Известно, что С. строились впрок; некоторые зажиточные люди покупали небольшие участки на мазарах и оплачивали строительство нескольких (а иногда и нескольких десятков) С., часть которых передавалась безвозмездно тем, кто не в состоянии был позаботиться о месте своего будущего погребения. Такие акты добровольных пожертвований официально оформлялись в виде документов (вакф-нама). Традиция строительства С. впрок продолжается и поныне.
Самые ранние С. относятся к X–XI вв., но не исключена и более ранняя дата. Некоторые средневековые богословы, а также современные местные знатоки шари‘ата (например, преподаватель мадрасы Мир-и ‘Араб — ‘Абд ал-Гафур Рауфи ал-Бухари), отмечая появление особой конструкции погребений в Бухаре и Хорезме, объясняют это тем, что в этих регионах почва содержит значительное количество солей, под воздействием которых разлагаются даже кости покойников. Между тем, согласно представлениям суннитов о Судном дне и воскресении (йаум ал-кийама), «кости покойников вновь обрастут плотью», чтобы умершие предстали «на суд Божий». Отсюда и стремление изолировать костяк от соленой почвы: на дно С. стелили камышовую циновку (буйра, чийа), которая довольно устойчива к воздействию солей и влаги. В Хорезме, где концентрация почвенных солей самая высокая в регионе, С. возводят на особых платформах из стволов тутовника или местной разновидности карагача (гуджум) с камышовыми настилами. В настоящее время камышовые подстилки часто заменяют промышленным рубероидом. До сих пор С. остается самым распространенным погребальным сооружением Бухары и Хорезма. На больших некрополях (например, Хазрат-и Имом в Бухаре, Шах-и Мардан в Хиве) существуют специальные бригады, занимающиеся возведением С.
Лит-ра: ЦГА РУз, фонд И-323, документ № 1245/4; Аминджан Пулат. Бухара, 2, 543–544; E.G.Nekrasova. The burial structures at the Chor-Bakr necropolis near Bukhara from the late 18th till the 20th centuries // MCRCA. Vol. 1, 1996, 369–384.
Б.М.Бабаджанов, Е.Г.Некрасова