САДУМ (Среднеазиатское духовное управление мусульман) — правопреемник (с 1962 г.) Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана. Об основании объявлено на съезде (курултай) представителей мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент, 20–23 октября 1943 г.). Руководители делегаций от республик: Ишан-хан Баба-хан (Узбекистан) — председатель, Абдулгаффар Шамсутдинов (Казахстан), Солих Бобокалонов (Таджикистан), Олимхон-тура Шокиров (Киргизия), шайх Анна-ишан (Туркмения). Приглашённые делегаты: председатель ЦДУМ Габдрахман Расулев, имам-хатиб Московской мечети Халил-Рахман, имам-хатиб соборной мечети Казани Киямиддин ал-Кадири. Муфтийем пяти союзных республик региона (Средней Азии) единогласно избран Ишан-хан Баба-хан, его заместителем — Мурад-ходжа Солихий (Салихов), ответственным секретарём — З.Бабаханов. Было объявлено о создании следующих структур: Управление (Хай’ат) из 11 человек, Ревизионная комиссия (Тафтиш хай’ати) из пяти человек. В республиках созданы Кадийаты, председателями (кадий) которых были назначены упомянутые главы делегаций (в Узбекистане — З.Бабаханов). Одновременно определён штат служащих, подразделения внутри Управления (Отдел фатв, Отдел деятельности мечетей и т.д.). Позже при Управлении были открыты мадраса Мир-и ‘Араб (1945 г.) и Высший исламский институт им. Имама ал-Бухари (1971 г.). Для того чтобы выносимые фатвы не противоречили существующим законам и Конституции СССР, была введена должность консультанта по юридическим вопросам.
С 1947 г. при Управлении было организовано издание журнала Совет шарки мусулмонлари («Мусульмане Советского Востока»), регулярно выходил в свет с 1968 г. В нём печатались фатвы и распоряжения Управления (в сокращённом виде), комментарии правительственных постановлений, имевших отношение к религиозной политике правительства, статьи имамов, ответы на вопросы верующих и т.п.
Бюджет формировался из добровольных пожертвований мусульман и традиционных подношений, собираемых в мечетях (фитр, хайр-ихсан). Самой солидной статьей дохода стали подношения крупнейших объектов паломничества (зийаратгах Баха’ ад-дин Накшбанд, Кусам б. ‘Аббас и др.), бывших тогда в ведении САДУМ. Своеобразной «легитимизацией» этой статьи дохода послужила фатва (1953 г.) с ханафитской (и в известной мере «суфийской») аргументацией процедуры паломничества (зийара) к могилам лиц, достигших степени «святости» (аулийа’). Однако уже к лету 1957 г. общесоюзный Совет по делам религиозных культов, усмотрев в массовом возрождении ритуалов паломничества «опасные признаки возрождения религии» и возможность «несанкционированного скопления верующих», добился официального решения закрыть все объекты паломничества. Управление всегда было вынуждено реагировать на специальные постановления партийных и правительственных органов в их стремлении бороться с традиционными ритуалами (или, пользуясь неуклюжим клише того времени, «пережитками прошлого»), которые и без того на протяжении многих столетий были предметом критики со стороны пуритански настроенных богословов — сторонников «чистого ислама» времён Пророка. Аргументы последних нередко использовались в фатвах САДУМ, которые на протяжении почти всего существования Управления составлялись на узбекском и, реже, на таджикском языках (с обязательным переводом на русский). Управлению было поручено составить ряд фатв о «незаконности» культа «святых» и паломничества к «святым» местам, ритуалов, связанных с празднованием дня рождения Пророка (маулид ан-наби), и т.д. Так появилась целая серия фатв и распоряжений имам-хатибам мечетей, объявивших «нешари‘атскими» и противоречащими исламу названные и другие ритуалы, особенно те, которые были связаны с коллективными ритуальными действиями. Этими мероприятиями Совет по делам религиозных культов (с 1965 г. — Совет по делам религий при Совете министров СССР) стремился пресечь коллективное и интегрирующее начало местных, традиционных обрядов и ритуалов, усмотрев в них опасные признаки перманентной реисламизации и вовлечения в этот процесс молодёжи.
«Нешари‘атскими» были объявлены (посредством издания фатв) следующие обычаи и ритуалы: причитания и чтение рифмованных текстов плакальщицами (марсийа-хонлар) на похоронах (джаназа), выкуп грехов покойного (араб. фийа’а, местн. давра) и устраиваемые затем угощения (худои) с оплачиваемым чтением Корана на 3, 7, 20, 40-й день и на годовщины после смерти; выплата калыма, устраивание пиршеств по случаю свадьбы (никах) с чтением или распеванием традиционных текстов Салам-нама, рождения ребёнка (бешик-той) и обрезания (хатна, суннат). Противоречащими шари‘ату в фатвах признан ритуал паломничества (зийара, зайарат) к могилам местных «святых», в особенности такие действия паломников, как чтение молитв на могилах, приготовление пищи и застолья на мазарах, установка на них тугов и возжигание свечей, плач, взывания о помощи к духу «святого», обращение к заговорам для лечения больных (араб. рукйа, местн. дам салмак/солмок) и т.п. (фатвы 1950, 1952, 1957, 1959, 1960–1966 гг.). «Нешари‘атским» ритуалом признано также и оплачиваемое чтение частей или полного текста Корана (хатм-и Кур’ан) во время рамадана либо на могилах (за упокой души). Для обоснования подобных решений при САДУМ функционировал Совет ‘улама’, созданный по инициативе З.Бабаханова и возглавлявшийся им же. Неоднократно вновь составлялась, печаталась и рассылалась по мечетям фатва «О несовместимости „ишанизма“ и „мюридизма“ с учением ислама» (1957, 1959, 1962 и сл.). В них З.Бабаханов, ссылаясь на Коран, хадисы и сочинения салафитов (прежде всего Ибн Таймийи), старался доказать «незаконность» суфизма и особенно его проявлений в виде «ишанизма и мюридизма», чудодейства (карама, карамат) суфийев, суфийских организационных структур (завийа, ханака, таккийа/теккие), паломничества к могилам местных знаменитых суфийев и т.д. Любопытно, что в богословской аргументации выводимых решений З.Бабаханов и его соратники обращались в основном к Корану и хадисам, реже — к ханафитским сборникам фатв (ал-Мабсут Мухаммада аш-Шайбани, Фатава ал-Байдавийа), к ал-Хидайа и т.д. Наряду с этим для обоснования некоторых заключений (например, по вопросам развода/талак, относительно некоторых действий при ритуальном омовении, о недопустимости паломничества к могилам «святых» и т.д.) составители фатв обращались к сочинениям средневековых и современных богословов-ханбалитов: ал-Муснад Ахмада б. Ханбала (780–855), Китаб минхадж ал-муслим Абу Бакра Джабира ал-Джаза’ири, к сочинениям упомянутого Ибн Таймийи и т.д. Запрет названных обычаев нередко мотивировался и тем, что в нынешней Аравии — родине ислама — они не приняты.
В таком же духе составлены письма (подписанные в большинстве случаев З.Бабахановым), адресованные имам-хатибам мечетей, с дополнительными разъяснениями фатв и распоряжений САДУМ по поводу «нарушения шари‘ата» в праздновании мусульманских праздников. Таковы письма с запретом празднования дня рождения Пророка (маулид ан-наби), Великого праздника (араб. ‘ид, местн. хаййит) в домах (особенно на собраниях отин-ойи), в неофициальных мечетях с организацией чтений местных, традиционных текстов: Биби мушкул (мушкил) кушад, Биби Сешанба, Хатм-и йаздахум, Рисала-йи нур (легендарная версия жития Пророка) и т.п.
Кроме того, при Управлении создавались специальные комиссии (1958, 1960, 1961, 1982–1984 гг.), выезжавшие на особо почитаемые святыни, на которых собиралось огромное количество верующих. Наиболее известны результаты поездок на мазар Хваджа Йусуф (Шаватский р-н Хваризма) в декабре 1960 г. и знаменитый зийаратгах в Оше Тахт-и Сулайман в мае 1962 г. В результате появились особые богословские заключения комиссий с «разоблачениями недопустимого в исламе культа святых», а зийарат был объявлен худшей формой многобожия (ширк).
Изданные фатвы и распоряжения САДУМ были вновь составлены (с незначительными изменениями), разосланы по мечетям и напечатаны в периодике Управления в 1983–1984 гг. Это было прямой реакцией на специальное Постановление ЦК КПСС (март 1983 г.) «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманского духовенства». Наибольшую известность получили следующие фатвы, подписанные Ш.Бабахановым:
l) «О недозволенности и вредности дел, совершаемых новоявленными нелегальными продавцами книг». В ней «нешари‘атским деянием» названо чтение и распространение трёх групп нелегально размноженных (ротапринтом) книг. Первая группа — сочинения, написанные местными так называемыми неофициальными ‘улама’: Ислом дини нима? («Что такое ислам?»), составленное богословом нового поколения муджаддидийи Рахматуллахом ‘Алломом; Шара’ит-и имон («Условия истинной веры») и др., авторы которых не установлены. Вторая группа — копии со старых литографий и рукописей таких популярных сочинений, как Биби Сешанба, Биби мушкул кушад, Салам-нама, Маулид-и Наби, Нур-нама, Жанг-нама-йи хазрат-и ‘Али, и др., читаемых во время различных собраний (в основном отин-ойи, ой-мулла) и праздников. Третья группа сочинений — вновь ставшие популярными среди представителей различных профессий так называемые цеховые обрядники, или профессиональные цеховые трактаты (рисала): Рисала-йи дурудгар («Трактат плотников»), Рисала-йи сарторошлик («Трактат цирюльников»), Рисала-йи тимирчилик («Трактат жестянщиков»), Рисала-йи мисгарон («Трактат медников») и т.п.
2) «О недозволенности в исламе совершать зийарат „святых“ мест». В этой фатве, собственно, зийарат признан допустимым только к могилам родственников и близких знакомых с соответствующими принятыми в ханафитском мазхабе молитвенными текстами (ду‘а’). Поклонение могилам «святых» (аулийа’), подношения (хадийа) хранителю мазара признаны запретными (харам). Указаны конкретные объекты «нешари‘атского» зийарата в Самарканде и Сурхан-дарье.
3) «О недопустимости в исламе лжелекарей (сохта табиблар), предсказателей судьбы, гадальщиков (фалбин) и оберегов (тумарлар)». В этой фатве недопустимыми признаны все виды нетрадиционного лечения, заговоры (рукйа/дам салмак), другие формы снятия сглаза, злых чар посредством чтения Корана и молитвенных формул. Признаётся, что в настоящее время единственно возможным способом лечения должна быть медицина. Противоречащими исламу признаны также все формы традиционного гадания, ношение всякого рода оберегов, вывешивание их в домах, в автомобилях и т.д.
При последнем муфтийи САДУМ Мухаммад-Содике Мухаммад-Юсуфе (1989–1993) стиль работы Управления стал меняться. Ответственные лица Совета по делам религий уже не могли жёстко контролировать действия САДУМ. Например, выносимые фатвы не передавались для утверждения в Совет и в большинстве случаев составлялись на арабском языке без перевода на узбекский и русский языки. САДУМ стал самостоятельно решать вопрос об открытии мечетей и новых учебных заведений, количество которых резко возросло во время перестройки (так, к 1991 г. в Узбекистане было уже 4878 мечетей и 10 мадрас). В ведение САДУМ было передано множество старых мечетей, древние объекты паломничества (зийаратгах). Были составлены соответствующие фатвы и распоряжения с предписаниями процедуры паломничества к могилам в строго ханафитском духе. Тогда же начала печататься газета Управления Ислом нури («Свет ислама»), появился ряд изданий, специализирующихся на печатании религиозной литературы, в основном рассчитанной на широкого читателя.
Конец 80-х — начало 90-х гг. — довольно сложный период в истории САДУМ. Ещё до распада СССР Кадийаты республик начали вести свои дела самостоятельно, и к концу 1991 г. распад САДУМ стал свершившимся фактом. Помимо политических факторов распад был стимулирован набиравшим силу расколом среди мусульман (между так называемыми «ваххабитами» и «традиционалистами»). В настоящее время между самостоятельными Управлениями мусульман региона практически никаких связей не существует.
Лит-pa: M.B.Olcott. Islam and Fundamentalism in Independent Central Asia in Muslim Eurasia: Conflicting Legacies / Y.Ro’i, ed. London, 1995, 21–40; Б.Бабаджанов. Среднеазиатское Духовное управление (САДУМ): предыстория и последствия его распада // Многомерные границы Центральной Азии. М., 1999, 47–60 (АС МОФК, вып. 2 / Ред. М.Б.Олкотт, А.Малашенко); он же. О фетвах САДУМ против «неисламских обычаев» // Ислам в Центральной Азии. Взгляд изнутри. М., 2001, 97–110 (АС МОФК, вып. 6 / Ред. М.Б.Олкотт, А.Малашенко).
См. также лит-ру к ст. Бабахановы.
В.О.Бобровников., М.Б.Олкотт