СУЛТ̣А̄Н («власть», «могущество»)—титул независимого светского правителя. В Коране слово С. употребляется в первоначальном значении «власть», «могущество» (14:10/11 — 12, 11/13; 15:42 и др.); в хадисах (в частности, в формуле «С.—тень Аллаха на земле») и в повествовательных источниках (до конца X в.) — в значении «политическая власть», в том числе и власть халифа. Наряду с этим в X в. правителей начинают метафорически именовать в третьем лице «султан» в смысле «его величество», но только при Сельджукидах С. становится титулом, более высоким, чем малик или амир, чем-то вроде иранского шахиншах.
Факихи первой половины XI в. (например, ал-Маварди) еще понимали под С. государственную власть, а спустя примерно полвека ал-Газали разумеет под этим только светского правителя в противоположность духовному главе, имаму (халифу). Дальнейшее развитие этой антитезы приводило иногда к утверждениям о необходимости полного разделения светской и духовной власти.
Хотя считалось, что высокий титул С. может дать только халиф (мамлукские султаны для придания авторитета своей власти даже специально воссоздали в Каире династию марионеточных халифов будто бы из потомков Аббасидов), однако его нередко носили и мелкие правители, султанами стали называть также великих суфийских шайхов.
С XVI в., когда Османы объединили под своей властью всю западную часть мусульманского мира, для Европы и значительной части Азии и Африки титул С. связывался прежде всего с ними. Для суннитов они как главы общины были одновременно и политическими правителями, и духовными руководителями, что привело в XVIII в. к возникновению легенды о передаче им халифата последними Аббасидами.
В Иране после Сельджукидов титул С. был вытеснен иранским шах, его носили только некоторые мелкие вассальные правители. Исключение составляет принятие его последним Каджаром Ахмадом I (1909 г.).
Лит-ра: Бартольд. Соч., 6, 17—78; А. С. Тверитинова. Фальсифицированная версия о турецком халифате.— Изв. ИООН АН ТаджССР. 1954, 5, 167—180; Н. Busse. Chalif und Großkönig: Die Buiden in Iraq (945—1055). Beirut, 1969.
О. Г. Большаков