Суфи (тюрк. супи, сопи — «набожный», «благочестивый человек») — в земледельческих районах Средней Азии человек, который созывает в мечеть на молитву (синонимы: араб, му’аззин, азанчи — тюркизированная форма от араб. азан — призыв на молитву, включающий молитвенную формулу). У суннитов С. должен перед началом намаза повернуться в сторону Макки/Мекки и, держась за мочки ушей, прокричать азан. Обязанность С. может выполнять либо сам имам мечети, либо — с согласия прихожан — любой другой человек по доброму желанию как благое дело (саваб) (за что его, принимающего на себя по собственному желанию религиозные обязанности, и называют С.). Запрет занимать должность С. распространяется на ритуально нечистых людей, пьяных, сумасшедших и женщин. Считается похвальным и удобным иметь в одной мечети двух постоянных С. В прошлом в некоторых городах С. образовывали корпорации, при этом должность могла быть наследственной.
При выборе на должность С. принимается во внимание голос человека— он должен быть зычным. С. возглашает молитвы с минарета либо от мечети. В современных условиях С. нередко пользуются радиоусилительной аппаратурой. В Узбекистане в 1998 г. запретили использовать такую аппаратуру.
В разных регионах Средней Азии С. может исполнять ряд дополнительных общественных обязанностей. Часто, когда в мечети нет специального уборщика (фаррош), в функции С. входит поддержание чистоты. С. выполняет разные поручения имама в отношении прихожан. В прошлом в городах, где на должность С. выбирали грамотных людей (мулла, мулло), они могли иногда вести занятия с учениками в приходских школах (мактаб) в качестве учителей (дамулла, домла). В Бухаре в начале XIX в. С. по заключении брачного договора нес отцу невесты калым. В Ходженте С. исполнял роль глашатая, приглашающего жителей прихода на свадьбу, похороны и другие обряды. В некоторых городах и селениях С. занимались обмыванием покойников.
Обычно доходы С. состояли из приношений прихожан. В прошлом из общей платы приходскому духовенству С. получал 1/4 или 1/5 часть, что составляло очень незначительную сумму. В некоторых случаях кроме обычной платы С. получал шкуры жертвенных животных, которых закалывали на праздник жертвоприношения (курбан-хаййит). В больших мечетях должность С., на которую назначал сам правитель, была почетной и хорошо оплачиваемой, но такие С. сами свои обязанности не исполняли, а передавали их другим лицам (за мзду).
Лит-ра: Н.Ханыков. Описание Бухарского ханства. СПб., 18–43, 192–193; Сборник статей, касающихся до Туркестанского края, А.П.Хорош- хина. СПб., 1876, 86; В.Наливкин, М.Наливкина. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1886, 55, 57; [Наливкин, Усов, Вирский, Лапин, Вяткин]. Краткий обзор современного состояния и деятельности мусульманского духовенства, разного рода духовных учреждений и учебных заведений туземного населения Самаркандской области с некоторыми указаниями на их историческое прошлое // Сборник материалов по мусульманству. Т. 1. СПб., 1899, 10; О.А.Сухарева. Бухара XIX — начала XX в. (позднефеодальный город и его население). М., 1966, 296; Н.О.Турсунов. Сложение и пути развития городского и сельского населения Северного Таджикистана XIX — начала XX в. (историко-этнографические очерки). Душ., 1976, 74; Е.А.Давидович. О социальном статусе и жизненном уровне рядовых представителей духовенства (по вакф-нама XV–XVII вв.) // БЧ 1982 года (тезисы докладов и сообщений). 1982, 19.
С.Н.Абашин