ТА‘ЗИЙА (перс. таазие; «оплакивание») — религиозная мистерия у шиитов-имамитов, театрализованное представление в память о «мученической» гибели третьего шиитского имама ал-Хусайна б. ‘Али (уб. под Кербелой 10 октября 680 г.). Т. совершается в первые десять дней мухаррама — в период ‘ашура’ Согласно шиитской традиции, особые траурные «собрания» (маджалис) начались непосредственно после гибели ал-Хусайна. Важную роль в создании традиции Т. сыграло движение «раскаявшихся» (ат-таввабун). Согласно ал-Иа‘куби, куфийцы встретили пленников из «святой семьи» плачем и самоизбиением в знак раскаяния в своем предательстве. На обратном пути в Медину родственники ал-Хусайна упросили своих охранников остановиться у Кербелы и устроили там первое оплакивание на 40-й день трагического события.
При Омейядах ежегодное поминание ал-Хусайна и его близких проходило негласно в Медине в домах шиитских имамов. В этот период установилась традиция Т., тема «оплакивания» заняла прочное и важное место в шиитской поэзии. Празднование Т. стало формой протеста против «узурпаторов» власти и несправедливости «правителей-тиранов».
Ранние Аббасиды из политических соображений не только разрешили, но и поощряли открытое проведение траурных «собраний» и церемоний Т. Однако при ал-Мутаваккиле (847—861), проводившем антишиитскую политику, могила ал-Хусайна была разрушена (850 г.), а Т. запрещена.
Шиитские правители поощряли Т. В правление Буидов в Ираке Т. получила статус официального праздника. В 963 г. в Багдаде впервые торжественно отпраздновали Т. Практика и обычаи Т. появились в Сирии при Хамданидах, в Египте— при Фатимидах, в Иране — при Сефевидах.
В первое время «собрания оплакивания» (маджалис ан-нийаха) проходили в домах членов «святой семьи», позже — у шиитских святынь. В IX в. появляются профессиональные «плакальщики», нараспев рассказывавшие эпизоды из истории гибели ал-Хусайна, и профессиональные «ведущие» («чтецы ал-Хусайна»). В начале X в. в Багдаде, Халебе и Каире появились специальные дома (ал-хусайнийат) для проведения Т.
Празднование начинается в домах почитаемых шиитов, к вечеру перемещается в ал-хусайнийат или другие общественные места, где в деталях в поэтически-театрализованной форме воспроизводится путь отряда ал-Хусайна из Медины в Ирак.
Помимо «общественной» Т. в период ‘ашура’ практикуются и «домашние оплакивания», которые могут быть организованы дома в любое время года (предпочтительно в рамадан и сафар) по какому-либо поводу (во исполнение обета, ради успешного завершения дела, освящение нового дома и т. д.).
В Иране Т. происходит на своеобразных помостах перед мечетями или в специально отведенных местах (такийе, хосейнийе), где строятся шатры, в которых устанавливаются носилки с символическими телами убиенных. Т. начинается со вступительной проповеди муллы-роузехана (появление этих проповедников относится к XVI в.), облаченного в черный просторный халат (аба) и черную чалму (у роузехана-хаджжи — зеленая). Торжественно-эмоциональная проповедь роузехана предназначена для создания у зрителей подобающего настроения. Она заканчивается пением хора мальчиков, во время которого перед зрителями проходят «грудобойцы» и «камнебойцы», бьющие себя в грудь кулаками и камнями (эта традиция восходит к движению «раскаявшихся»). Затем начинается само представление, в ходе которого воспроизводятся эпизоды из жизни и истории гибели ал-Хусайна и его спутников. Представление сопровождается чтением поэм о трагических событиях, связанных с «великомученичеством» имама.
Содержание и оформление Т. эффективно служит пропаганде идей шиитского ислама, его основной доктрины — наследственной верховной власти (имамата) в роду ‘Али. В XX в. в Иране Т., как и вся церемония ‘ашура’, используется также в политических целях.
В шиитском мире чрезвычайно популярна литература на тему Т. В поэзии сложился жанр Т. В фольклоре бытуют образы и сюжеты, созданные традицией Т.
Дит-ра: Ayoub. Suffering, 148—158; Ta‘ziyeh: Ritual and Drama in Iran. Ed. by Peter J. Chelkowski. N. Y., 1979.
С.М.Прозоров