Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем (мударрис) был Хайрулла Усманов (Хайр Аллах б. ‘Усман б. Тимербулат, 1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь. Первоначально это была типичная старометодная религиозная школа, имевшая целью подготовку учителей приходских школ. В семилетней учебной программе преобладали уроки арабского языка, логики, мусульманской догматики, философии и права. С 1895 г. ахун Хайрулла начал реформировать свою школу. Преобразования сначала коснулись начальных классов. В них детей стали обучать грамоте по звуковому методу, ввели классно-урочную систему преподавания, расширили программу (в нее были включены история ислама, таджвид — орфоэпические правила чтения Корана, а также светские предметы: родной язык, арифметика, география). Затем медленно стали обновляться и старшие классы. В январе 1897 г. при мадрасе открылся русский класс. Моральную и материальную поддержку реформаторской деятельности мударриса Хайруллы оказывали татарские купцы-миллионеры братья Ахмад и Гани Хусайновы. В то время У. размещалась в небольших деревянных зданиях. Число учащихся (шакирдов) доходило до 500. Постепенное обновление мадрасы У. продолжалось до смерти Х.Усманова. В 1906 г. закончилось строительство для нее нового двухэтажного каменного здания с двумя флигелями, возведенного на средства губернской земской управы и добровольные пожертвования мусульман. К преподаванию привлекались учителя (мугаллимы, араб. ед. ч. му‘аллим) нового поколения — выпускники учебных заведений Стамбула и Каира: Хабибулла Ахтямов, Хатмулла Фазылов, Зия Камали и др. С 1907 г. начинается второй этап в истории мадрасы У. Ее возглавил новый мударрис Джихангир Абызгильдин (1875–1938), который ввел в У. программу мадрасы Хусайнийа, удлинил учебный курс, обновил состав преподавателей, улучшил быт учащихся-шакирдов. Но многие начинания Дж.Абызгильдина упирались в отсутствие средств. Лишь в 1915 г. У. обрела постоянные источники существования: уфимские богачи (С.Навиров, С.Шамигулов, С.Джантурин, К.-М.Алкин и др.), отказавшиеся от материальной поддержки мадрасы Галийа, взяли У. под свою опеку. В 1910 г. в У. обучались 242 юноши, из них около 200 проживали в общежитии. Плата за обучение составляла в то время 5-10 руб. в год, дети бедняков (около 50 человек в год) от платы освобождались. В мадрасе работало 10 учителей (мугаллимов).
История У. как новометодной мадрасы завершилась в начале 1918 г., в год ее тридцатилетнего юбилея, когда она была преобразована в национальную гимназию. Воспитанники У. сыграли заметную роль в культурной и общественной жизни Урало-Поволжья. Наиболее известны среди них педагог Зия Камали, писатель Р.Ишмуратов и др.
Лит-ра: М.Г.Валеева. Медресе «Усмания» И Дорога к храму (История религиозных заведений города Уфы). Уфа. 1993, 92–95; Фархшатов. Народное образование, 83, 85, 87; М.Г.Валеева. Медресе «Усмания» // БКЭ, 391–392.
М.Г.Валеева, М.Н.Фархшатов