Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа, джадидизм) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб, араб. мактаб), средних и высших (мадраса) школах. Сторонников модернизации мусульманских учебных заведений стали называть джадидистами. Постепенно джадидистское движение расширилось, охватило все сферы жизни мусульман и оформилось в мощное общественно-политическое движение. В Башкирии его возглавили либеральные представители национальной интеллигенции (М.Акмулла, З.Расулев, М.Уметбаев, Р.Фахретдинов, X.Усманов, Ф.Карими, З.Камали и др.) и буржуазии (братья Хусайновы и Рамиевы из Оренбурга, Яушевы из Троицка, С.Назиров и Г.Хакимов из Уфы и др.). Заметный вклад в преобразование школы, культуры и быта мусульман Урало-Поволжья внес крымскотатарский писатель и общественный деятель И.Гаспринский. Джадидисты критиковали религиозный традиционализм, ратовали за развитие просвещения и науки, выступали за издание газет и книг на родном языке, создание профессионального театра, пропагандировали дружбу между народами, отстаивали эволюционный путь развития общества. Будучи проявлением культурного подъема мусульман, джадидизм, однако, встретил яростное сопротивление кадимистов (от араб. кадим — «старый») — сторонников старины, нашедших поддержку у властей. Царское правительство усмотрело в стремлении к национальному самоопределению тюркских народов политический сепаратизм. Но репрессивные меры самодержавия были не в силах остановить естественный процесс обновленческого движения мусульманских народов. Накануне Октябрьской революции джадидисты взяли верх. Особых успехов они достигли в области народного образования. В Уфимской губернии новый метод обучения впервые был введен в мадрасе Усманийа (начало 90-х гг.), в Оренбургской губернии — в мадрасе Хусайнийа. К началу XX в. звуковой метод обучения прочно утвердился в ведущих учебных заведениях края. В джадидистских школах дети за несколько месяцев выучивались грамоте, на что в традиционных уходило 3 года и более. Старинную арабо-мусульманскую школу джадидисты начали реформировать в национально-светскую. Преподавание постепенно перешло с арабского языка на родной язык учащихся, который также обрел статус учебного предмета, существенно расширилось изучение светских дисциплин. В ново- методных школах был установлен твердый учебный год и осуществлен переход к классно-урочной системе преподавания, в них появилась школьная мебель (парты, классная доска и т. д.). Лучшие джадидистские школы таким образом приобрели вполне европейский вид.
Постепенно джадидистское движение все больше политизировалось. После революции 1905 г. в России в лоне этого движения образовались политические партии: Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») в Поволжье, Милли фирка («Национальная партия») в Крыму, Алаш («Преданность») в Казахстане, Мусават («Равенство») в Азербайджане и т.д. И хотя в целом в этом движении преобладала тенденция к культурно-религиозной автономии мусульманских народов в составе России, часть джадидистов проповедовала пантюркистские и панисламистские идеи. С установлением советской власти в джадидистском движении произошло размежевание: одни активно боролись против большевиков (в Средней Азии, на Кавказе), другие поддерживали новую власть и заняли руководящие посты в советских и партийных органах.
Лит-ра: Валидов. Очерк, [5-13]; 74–80; Р.И.Нафигов. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Казань, 1964; А.Х.Вильданов, Г.С.Кунафин. Башкирские просветители-демократы XIX в. М., 1981; Фархшатов. Народное образование.
А.Х.Вильданов, М.Н.Фархшатов