ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх). Понятие о Ф. сложилось во второй половине VII в. И связано с деятельностью групп подвижников ислама в Хиджазе и Ираке, стремившихся разработать нормы исламского образа жизни соответственно своим представлениям, приняв за основные правовые источники Коран и сунну. В кружках и на ученых диспутах Ф. создавали единую схему фикха. Они принадлежали в основном к городской торгово-ремесленной среде и средства существования получали из источников, никак не связанных с богословием, которое было для них только частью исполнения религиозного долга и благочестивым занятием. Однако по мере быстрого увеличения объема знаний, необходимых для этого вида деятельности, росло число людей, получивших специальную подготовку и профессионально занимавшихся фикхом (преподаватели, ходатаи по делам, составители бумаг, писцы и др.). Профессиональное знание фикха было также необходимо для кади и чиновников. К IX в. Ф. представляли уже влиятельный слой городского населения. Они были непременными участниками обсуждений всех заметных явлений общественной жизни и в значительной степени формировали общественное мнение, с которым приходилось считаться правителям. Именно они оказывали большое влияние на политическую и общественную жизнь исламских государств, тем более что кандидаты на различные государственные должности рекрутировались в основном из их среды.
В настоящее время Ф. продолжают сохранять свое влияние, которое тем сильнее, чем сильнее позиции ислама вообще. В популярной литературе Ф. приравнивают к духовенству, однако это отождествление очень условно, т. к. никаких социальных привилегий они не имеют и для них допустимы все виды деятельности одновременно с занятиями богословскими науками.
Лит-ра: Schacht. Introduction, 15—85; Абу Захра. Та’рих алмазахиб, 2, 12—22; Мец. Ренессанс, 144, 191 — 192; D. В. Macdonald. Fakih.— EI, NE, 2, 756.
А. С. Боголюбов