ФАТВА̄ (мн. ч. фата̄ва̄; «разъяснение»; перс, и тур. фетва; синонимы футйа, ифта’) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шари‘ата или истолкования какого-либо казуса с позиций шари‘ата. В первом веке ислама Ф, назывались разъяснения по различным правовым вопросам, сделанные сподвижниками Мухаммада, особенно первыми четырьмя халифами, а также их собственные правовые решения. Ф. принимались как дополнительный источник права всеми основателями религиозно-правовых школ, хотя и не в равной степени.
В последующий период Ф.— это мнение авторитетного факиха, сложившееся в результате индивидуальной разработки (иджтихад) какого-либо вопроса, или ответ на запрос по случаю, имеющему принципиальное значение. Наряду с результатами научных диспутов Ф. были факторами, формировавшими согласованное мнение (иджма’) и выявлявшими разногласия (ихтилаф), что вело к консолидации факихов в религиозно-правовые школы. Ф. собирались в сборники, которые служили важным вспомогательным и учебным материалом для последующих поколений законоведов. Ранние и наиболее известные сборники Ф. были составлены ал-Марваруди (ум. в 1069 г.), Мухаммадом Ибн Рушдом (ум. в 1126 г.), ‘Умаром ал-Бухари (ум. в 1141 г., четыре сборника), ал-Хасаном Кадиханом (ум. в 1196 г.), ал-Хасаном ал-Маргинани (был жив в 1203 г.) и др.
Ф. могла испрашиваться в случае затруднения или сомнения правителем, чиновником или частным лицом в письменном виде и в общих выражениях, т. е. не могла быть направлена на какое-либо конкретное лицо, а должна содержать только общий смысл. Авторитетный факих (муфти) должен дать Ф. также только в письменном виде и в общих выражениях. На основании таких Ф. вырабатывались административные решения, подтверждались разрешения или запрещения каких-либо нововведений и изменений, особенно в связи с возникновением обширных и многоплановых контактов с европейскими странами и неизбежным заимствованием многих правовых и бытовых норм. Решением авторитетного факиха (муфти) может быть временно прекращено действие какого-либо исламского предписания, если к этому вынуждают объективные условия (например, временная отмена поста в Тунисе). В то же время Ф. является эффективным инструментом контроля за действиями светских властей со стороны религиозных кругов.
Лит-ра: Абу Захра. Та’рих ал-мазахиб, 2, 124—130; Туаn. Judicial Organization, 248—251; I. Walsh. Fatwa.— EI, NE. 2, 866—867.
А.С.Боголюбов