Х̣АРА̄М («запретное»; синоним махзур) — 1. Поступки, являющиеся греховными и запретными (противоположное халал). Вопрос о X. входит в раздел фикха ахкам. Оценки различных поступков чрезвычайно различаются не только в зависимости от мазхаба, но и в зависимости от местных условий и даже личности факиха-интерпретатора. Однако в пределах такой оценки имеются три внутренние категории: а) поступки батил — абсолютно запретные, становящиеся недействительными при обнаружении, к которым относятся все явные нарушения закона и религиозных предписаний, нарушения договорных условий и правил торговли, притеснение и произвол, захват чужого имущества и т. д.; б) поступки фасид — порочные, к которым относятся содержащие какие-то нарушения, но признаваемые действительными и исправленными, если нарушения будут ликвидированы (например, если девушка выдана замуж без согласия ее опекуна, брак может быть сохранен при достижении соглашения с опекуном; если захвачено чужое имущество, то оно может быть оставлено у захватчика, если будет согласие владельца на получение какой-либо компенсации, и т. п.); в) поступки сахих — правильные, не содержащие никаких нарушений по форме, но аморальные, преступные или мошеннические по своей сути (например, заключение временного брака мут‘а, продажа оружия разбойникам или мятежникам, заключение договора или принесение клятвы в таких выражениях, которые делают их недействительными, но так, чтобы этого не обнаружили окружающие, и т. п.). В спорных случаях определение — принадлежности поступка к категориям X. входит в компетенцию кади.
2. X. в семейно-брачных отношениях обозначает лиц, брак с которыми невозможен в принципе. Ими считаются все прямые родственники по восходящей и нисходящей линиям любой степени, а по боковым—до второй степени. Так, X. друг для друга являются родные братья и сестры, но допустим брак между двоюродными, между дядями и племянницами, между тетками и племянниками. X. друг для друга являются лица, находящиеся в свойстве первой степени (пасынки и падчерицы), по отношению друг к другу, к родным детям и родственникам усыновителей. Молочное родство приравнивается к кровному.
3. Пища и питье, являющиеся запретными. Пищевые запреты несколько различаются в зависимости от мазхаба. Безусловно запрещены свинина и кровь, мясо павших и растерзанных хищниками животных. Запрещено мясо животного, которое заколото не по ритуалу, т. е. без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью, мясо жертвенного животного, не доеденное в трапезу, мясо жертвенного животного, которого коснулся иноверец. Нет единого мнения об употреблении в пищу конины, ослятины, мяса слона, а также пресмыкающихся (крокодилов, ящериц, черепах и т. п.) и других диких животных. Запрещены напитки и пища с опьяняющими и одурманивающими свойствами. Однако некоторыми мазхабами (ханафиты и шафи‘иты) употребление их дозволено в количествах, не вызывающих нежелательные последствия, или как лекарства. Грехом и правонарушением считается только преднамеренное и добровольное употребление запрещенных пищи и питья. Если же кто-либо принужден к этому силой или голодом и жаждой, не имея возможности удовлетворить их иначе, то такой грех ему легко прощается;
4. Запреты на игры и музыкальные развлечения. По большинству мазхабов (кроме части ханафитов и части шафи‘итов) все виды азартных игр должны быть строжайше запрещены. Однако многие факихи считают такие игры допустимыми хотя и неодобряемыми (макрух). То же относится к музыкальным инструментам, пению и танцам, неумеренному пользованию предметами роскоши.
5. Комплекс запретов, налагаемых на паломника во время хаджжа: запрещены ношение оружия и повседневной одежды, стрижка и бритье, половые отношения и др. Запрещены ссоры, войны, акты мести и все, что может нарушить порядок и благочестие паломничества.
Лит-ра: аш-Шайбани. Ал-Джами‘ ас-сагир, 48, 50; Малик б. Анас. Ал-Муватта’, 124, 289; Zaid ibn ‘Ali. Corpus juris, 718; ал-Маварди. Ал-Ахкам, 165; Кудама б. Джа‘фар. Ал-Харадж; ал-Газали. Воскрешение, 131 —139; ал-Хаким. Ал-Усул, 62; Schacht. Introduction, 121; Vesey-Fitzgerald. Nature, 98—99; J. Schacht. Shari‘a.— EI, 3, 322.
А.С.Боголюбов