Х̣УДЖЖА (мн. ч. х̣уджадж, «довод», «доказательство», «представление доказательства») — термин, широко употреблявшийся в каламе, фалсафа, логике (синонимы далил, бурхан) и фикхе (синонимы баййина, шахада, икрар). В Коране неоднократно подчеркивается, что только Аллах располагает убедительными доказательствами (ср. К.6:83, 149/150), доводы же людей против Аллаха не имеют значения в его глазах (ср. К. 42:15/14; 45:25/24). Дальнейшее развитие эта исходная идея получила в шиитском исламе, где сложилось представление о том, что видимым доказательством (ал-Х.) божественного присутствия на земле должен быть посредник между Аллахом и людьми. «Крайние» шииты (гулат) проповедовали, что «доказательством Аллаха для людей» (худжжат Аллах, или ал-Х. ‘ала-л-халк) был Мухаммад, после его смерти — Коран, но поскольку Коран содержит неопределенности, порождающие разногласия, то должен быть «уполномоченный», «опекун» (каййим) Корана, знающий его сокровенные истины и ведущий общину по правильному пути. Таковым доказательством полномоченным, олицетворяющим постоянное присутствие Аллаха и осуществляющим правильное руководство общиной, они признали ‘Али б. Аби Талиба и последующих имамов из его рода.
Термин ал-Х. использовался в учениях и практике исма‘илитов. Еще на ранней стадии исма‘илитского движения (хатгабиты, мубаракиты), а также в период фатимидской пропаганды ал-X.— главный проповедник одного из 12 регионов («островов»), назначавшийся имамом — «владыкой эпохи». Число ал-Х. (12) было установлено по примеру 12 учеников Христа и 12 накибов Пророка. В организационной структуре раннеисма‘илитского движения ал-Х. занимал такое же положение, как накиб в аббасидском «призыве». В послефатимидский период ал-Х.— одна из высших степеней духовного звания, третье лицо (после имама и баба) в иерархии религиозных авторитетов (риджал, или худжадж, или худуд ад-дин).
Представление об ал-Х. заняло прочное место также в догматике имамитов, утверждавших, что земля не может быть лишена ал-Х. из потомков ‘Али, «видимого» или «скрытого», по воле Аллаха руководящего общиной. Последним ал-Х. они признали 12-го «скрытого» имама Мухаммада б. ал-Хасана, «исчезнувшего» вскоре после смерти своего отца, 11-го имама ал-Хасана ал-‘Аскари (ум. в 873-74 г.). В имамитской эсхатологии ал-X. — главный свидетель в Судный день против тех, кто отвергал веления Аллаха.
Словосочетание Х̣УДЖЖАТ ал-ИСЛА̄М (перс. ходжжат оль-ислам; «доказательство ислама») стало почетным званием высокоавторитетных богословов. Одним из первых титул X. ал-И. носил ал-Газали (ум. в 1111 г.). При Сефевидах в Ираке звание X. ал-И. получали наиболее известные муджтахиды, авторитетом которых «освящались» шахские указы. X. ал-И. проживали, как правило, в «священных» шиитских городах (Кербела, Неджеф и др.), у шиитских святынь. В современном шиитском мире (прежде всего в Иране, Ираке) титул X. ал-И. наряду с айат Аллах ал-‘узма («величайшее знамение Аллаха») и марджа‘ ат-таклид («источник подражания») присваивается самым авторитетным муджтахидам-айатоллам, занимающим тем самым высшую ступень шиитской иерархия.
Лит-ра: ан-Наубахти. Шиитские секты, 166, 190—191; М. ‘У. Кашиш. Ар-Риджал. Неджеф, 1383/1964, 319, 358; аш-Шахрастани. Книга о религиях, 171 —173, 192; Amoli. La philosophie, Index; Петрушевский. Ислам, 222, 272, 289; Дорошенко. Духовенство, 20; Ayoub. Suffering, Index; М. G. S. Hodgson. Hudjdja.—EI, NÉ, 3, 562—564.
С. М. Прозоров