Хамадани, амир саййид ‘Али б. Шихаб ад-дин б. Мухаммад (1314–1385) — основатель-эпоним суфийского братства хамаданийа-‘алийа, ответвления рукнийи (в свою очередь, ответвления кубравийи). Родился в г. Хамадан (Западный Иран) в семье местного аристократа, по отцовской линии — потомок третьего шиитского имама ал-Хусайна (его мать также принадлежала к ‘Алидам). Согласно некоторым источникам, отец X. был правителем (хаким) Хамадана, но, поскольку в летописях того времени (например, в Та’рих-и Улджайту), перечисляющих имена правителей Хамадана, его имя не упоминается, можно предположить, что в действительности он был не правителем, а советником правителя или высокопоставленным чиновником в канцелярии последнего.
Он почти непрестанно находился в путешествиях и, по его собственным словам, три раза обошёл обитаемую часть земли (страны исламского мира и некоторые прилегающие области), 12 раз совершал хаджж. (Средства для собственного пропитания X. до конца жизни добывал изготовлением головных уборов.). Традиционное образование X. получил в семье (школу, очевидно, он не посещал). Первые сведения о суфийском Пути X. получил от брата матери — ‘Ала’ ад-дина Хамадани (не путать с известным мистиком ‘Ала’ ад-даулой Симнани, ум. в 1336 г., — наставником наставника Х.!), который познакомил его с шайхом Ахи ‘Али Дусти (или Дуси). Тот, в свою очередь, когда X. исполнилось 12 лет, отправил его в Маздакан (городок неподалёку от Раййа/Рея в сторону Саве и Хамадана) к шайху Махмуду Маздакани Рази (1299–1360), своему наставнику и ученику ‘Ала’ ад-даулы Симнани. X. оставался у Маздакани шесть или семь лет, проводя бóльшую часть времени в уединении (халват), предаваясь аскетическим упражнениям и совершая зикр (дважды в неделю во дворе обители совершалась церемония сама‘, в которой участвовал X.). Маздакани отправил X. обратно в Хамадан для совершения сорокадневного поста (арба‘ун) под руководством Ахи ‘Али Дусти. Оставшись у последнего, X. по его поручению выполнял тяжёлые физические работы (с целью укрощения нафса — плотской души). Примерно год спустя, когда Ахи ‘Али Дусти скончался, X. вернулся к Маздакани, который решил, что пора ученичества X. как мурида закончилась, и отправил его путешествовать по свету (совершать паломничество к святым местам и, очевидно, проповедовать суфийское учение). X. было тогда 20 лет.
Примерно в 1340 г. он впервые оказался в Кашмире.
Во время путешествия по Хурасану X. посетил Исфараин (город неподалеку от Машхада), где встретился с шайхом Мухаммадом Азкани, ставшим его наставником в футувве (перс. джаванмарди). В 40 лет X. возвращается в Хамадан и женится.
Спустя несколько лет, после смерти Нуширвана ‘Адила Илхани, когда в Иране началась война между его амирами и оставаться в Хамадане стало небезопасно, X. оставил родной город и отправился в Хутталан, где к тому времени у него появилось много друзей и последователей (по другой версии, до сих пор бытующей в г. Кулаб в Таджикистане, X. связывали с кулабцами древние родственные узы). Он покупает в Хутталане сел. Хваджа Исхак, затем оформляет покупку как вакф и строит там на собственные средства ханаку и школу, открывает библиотеку.
Из Хутталана в 1359 г. он посылает двух своих приверженцев (мира саййида Хусайна Симнани и мира саййида Тадж ад-дина Симнани) в Кашмир с целью пропаганды ислама и суфизма (оба остаются там до конца жизни).
Сам X. совершает несколько путешествий в Кашмир, в общей сложности проведя там около пяти лет. Согласно легенде, он привёз туда 700 ремесленников из Ирана, обучивших кашмирцев шелкопрядению, ковроткачеству, обтёсыванию камней, зодчеству и другим ремёслам, построил там несколько мечетей и суфийских обителей (ханаках)
и обратил в ислам около 40 тыс. местных жителей.
В 1383 г. X. совершил последнее путешествие из Хутталана в Кашмир. Пробыв там около года, он выехал из Сринагара с целью совершить хаджж. После краткой остановки в Пахли он продолжил путешествие, но близ Кунара, в пределах владений Малика Хизр-шаха, заболел и пять дней спустя умер. В ночь перед смертью X. из его комнаты до полуночи раздавался зикр: «О Боже! О спутник! О возлюбленный!» (Йа Аллах! Йа рафик! Йа хабиб!).
Муриды X. перенесли его тело в Хутталан и похоронили в купленном им селении (ныне в пределах г. Кулаб). Несколько десятилетий спустя был возведён мавзолей; он состоит из одной большой комнаты с захоронением X. и девяти маленьких комнат. Вместе с X. там похоронены его сын мир саййид Мухаммад Хамадани, его сестра Max-и Хурасан и ещё несколько его родственников и последователей (в общей сложности 10 человек).
Преемником X. стал хваджа Исхак Хутталани (казнён по приказу Шахруха в августе 1424 г. в преклонном возрасте), сын местного правителя Хутталана амира Арам-шаха. После смерти хваджи Исхака братство разделилось на две ветви: нурбахшийа (последователи саййида Мухаммада Нурбахша, 1392–1464) и захабийа (последователи саййида ‘Абд Аллаха Барзишабади Машхади, 1387–1468).
Историческое значение личности X. заключается прежде всего в его миссионерской деятельности в Кашмире, но и в Хутталане он оставил заметный след — до сих пор многие кулабцы (и вообще таджики) называют в его честь одного сына в семье мир ‘Али.
В области практического мистицизма (‘ирфан-и ‘амали) X., как свидетельствуют его «десять принципов», был последователем Наджм ад-дина ал-Кубра и через него — Джунайда ал-Багдади и Маʻруфа ал-Кархи. В свою очередь, развиваемые им положения теоретического мистицизма (‘ирфан-и назари) восходят к учению Ибн ал-‘Араби (в частности, к его теории о пяти «присутствиях») и к доктрине ‘Ала’ ад-даулы Симнани о семи «неосязаемых субстанциях» (араб. латифа, мн.ч. лата’иф) в человеческом теле.
Перу X. принадлежат около 550 байтов стихотворного наследия и не менее ста прозаических сочинений разного объёма. Наиболее важными из них представляются следующие: 1) Захират ал-мулук («Припасы царей») — самое большое по объёму сочинение X., посвящено вопросам этики и политики (искусству управлять городом); 2) Мир’ат ат-та’ибин («Зеркало раскаивающихся») — трактат о покаянии, грехах, наказаниях за великие и малые грехи и об искуплении грехов; 3) Машариб ал-азвак («Чаши вкушений») — комментарий на касиду Хамрийа мимийа Ибн ал-Фарида ал-Мисри (издал М.Хаджави в Тихране/Тегеране в 1364/1985 г.); 4) Сайр ат-талибин («Странствие ищущих») — о мистическом странствии, суфизме и мистицизме; 5) ‘Акабат («Препятствия» или «Горные тропы») — о порочных нравственных качествах, влекущих за собой страдания в потустороннем мире; 6) Хакикат-и иман («Истинная сущность веры») — о сущности суфийской веры; 7) Рисала-йи мушкил халл («Трактат, разрешающий затруднения») — о сложных вопросах суфизма, в частности о способах познания Бога; 8) Халл ал-фусус («Разбор гемм [мудрости]») — сжатый обзор проблем мистицизма, рассматриваемых в «Геммах мудрости» Ибн ал-‘Араби, и разбор ряда трудных мест этого сочинения; 9) Асрар ан-нукта йа таухид-и мукашифан («Тайны точки, или Исповедание единобожия обладателей Откровения») — о точке как первой эманации и символе единственности (ахадийа) Бога (издал М.Хаджави в Тихране в 1376/1997 г.); 10) Дах ка‘ида-йи Хамадани («Десять правил Хамадани») — вольный персидский перевод арабского трактата Наджм ад-дина ал-Кубра ал-Усул ал-‘ашара.
Лит-pa: Fr.Meier. Die Welt der Urbilder bei ‘Ali Hamadani // Eranos Jahrbuch. Zurich, 1950. Bd. 18; J.K.Teufel. Eine Lebensbeschreibung des Scheichs ‘Ali-i-Hamadani. Leiden, 1962; D.DeWeese. Sayyid ‘Ali Hamadani and Kubrawi Hagiographical Tradition // The Legacy, 121–158.
Я. Эшотс