Хатна-туй (синонимы: суннат-туй, сун-нет-той от араб. сунна — «пример», «обычай», «предание», угыл-туй от тюрк. угыл, угил, огул — «сын») — торжество, связанное с обрезанием мальчика и вступлением его в мусульманскую общину. В Средней Азии мальчику делают обрезание в возрасте 39 лет (предпочтение отдается нечетным годам), крайний возраст— 13 лет. По народным представлениям, тот, над кем не совершено обрезание, не «очистился», поэтому не может вместе со всеми прикасаться к пище и не может жениться.
У оседлых народов Средней Азии Х.-т. обставляется как торжественный праздник, в котором участвуют сотни гостей. В первый день Х.-т., обычно в четверг, устраивается чтение Корана (хатм). Обряд длится три дня и завершается всеобщим пиршеством кен-гаш (катта ош, ош-и калон). В прошлом известны случаи, когда правители и знать отмечали обряд обрезания до 40 дней. По окончании Х.-т. совершается акт обрезания чук-буррон (перс.-тадж., «обрезание крайней плоти»), который по обычаю должен производить специальный мастер — усто (араб. устаз) роль которого чаще всего исполняет местный цирюльник (перс.-тадж. сартарош). Ныне чаще эту операцию делает хирург
В Средней Азии обряд Х.-т. считается непременным долгом не только по отношению к сыновьям, но и по отношению ко всей мусульманской общине. Существует убеждение, что каждый взрослый женатый мужчина должен обязательно за свою жизнь организовать хотя бы одно большое пиршество Х.-т. У некоторых этнических групп этот обряд проводится независимо от того, когда совершается обрезание, и называется махалла-туй (праздник общины).
Обряд обрезания был занесен в Среднюю Азию арабами, которые освобождали от налога тех, кто сделал обрезание, т.е. принял ислам. Обряд обрезания заменил более древние местные ритуалы юношеских инициаций, связанные со стрижкой волос. В советское время был поднят вопрос о непомерных тратах на проведение праздника Х-т. В связи с этим Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана даже вынесло решение (фатва), где указывалось на немусульманский характер многих ритуалов Х-т. Тем не менее подавляющее большинство населения Средней Азии продолжает придерживаться этого обычая.
Лит-ра: Г.П.Снесарев. К вопросу о происхождении празднества суннат-той в его среднеазиатском варианте // Занятия и быт народов Средней Азии. Л., 1971, 256-273; М.А.Хамиджанова. Туи хатна— обрезание у таджиков Верхнего Зерав- шана// История и этнография народов Средней Азии. Душ., 1981, 90-105; В.Н.Басилов. Суннаттой в ферганском кишлаке// ЭО. 1996, №3, 99114; Р.Р. Рахимов. Дети: путь просветления (К проблеме традиционной этнопедагогики таджиков) // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб., 1998; С.Н.Абашин. Миндонский цирюльник// Среднеазиатский этнографический сборник. Вып. 3. М., 2001, 198-218.
С.Н.Абашин