ХИША̄М б. ал-Х̣АКАМ, Абӯ Мух̣аммад ал-Кӯфӣ (ум. в 814 г.), маула бану киида — знаменитый богослов-полемист, один из зачинателей шиитской догматики, историк и теоретик шиитов, последователей которого называли ал-хишамийа. Родился и вырос в Басите, жил в Куфе. Получив от имама Мусы ал-Казима 50 тыс. дирхамов, занялся торговлей и перебрался в Багдад, где держал торговый дом. Умер в Багдаде.
Ученик Джа‘фара ас-Садика, X. б. ал-Х. смолоду проявил особый интерес к философским и богословским проблемам. Общение с признанными авторитетами в разных областях мусульманских знаний способствовало тому, что он в совершенстве овладел основами и тонкостями формировавшегося шиитского богословия и стал крупнейшим знатоком и теоретиком учения об имамате. X. б. ал-Х. сыграл также выдающуюся роль в ознакомлении шиитских кругов с представлениями христианских гностиков. Искусный полемист, быстро и решительно отвечавший оппонентам, X. б. ал-Х. был пропагандистом и идеологом «умеренных» шиитов, вел активную полемику с му‘тазилитами (Абу-л-Хузайлом, ан-Наззамом, ал-Асаммом), со своими единомышленниками — имамитами (‘Али б. Мисамом), с зайдитами (Сулайманом б. Джариром ар-Ракки). В правление халифа ал-Махди (77.5—785), который сурово преследовал всякого рода «заблуждения» и по приказу которого было составлено описание всех категорий «заблудших», в том числе хишамитов, имам Муса ал-Казим запретил X. б. ал-Х. заниматься богословием и участвовать в диспутах, дабы не подвергать своих приверженцев репрессиям.
Средневековые мусульманские доксографы считали X. б. ал-Х. создателем учения об антропоморфизме. Согласно ал-Аш‘ари, X. б. ал-Х. приписывали самые разные суждения об Аллахе и «божественных атрибутах». Поначалу он сравнивал Аллаха с ослепительным светом, слитком, кристаллом, не имеющим формы. Затем он отказался от этого, признав, что бог—это тело, не похожее ни на какие тела, подразумевая под телом нечто существующее само по себе. Оно конечно и предельно в трех равных между собой измерениях, обладает цветом, запахом, движением, покоем и т. д., однако все эти качества тождественны друг другу (его цвет есть его запах, его запах есть его движение и т. д.). Место его пребывания — трон, но это место возникло во времени как результат движения бога. В отношении «божественных атрибутов» он занял промежуточную позицию между традиционалистами и му‘тазилитами. По его мнению, атрибуты Аллаха— это ни он, ни не он, ни часть его. Исходя из тезиса, что атрибуты не имеют определения, и рассматривая Коран как один из «божественных атрибутов», X. б. ал-Х. и в этом принципиальном вопросе пришел к компромиссному решению: о Коране нельзя говорить, что он сотворен или несотворен.
Х. б. ал-Х. — автор 26 сочинений, в том числе полемических («Опровержения» дуалистов, натурфилософов, му‘тазилитов и др.). Его трактат Ихтилаф ан-нас фи-л-имама, почти полностью вошедший в Фирак аш-ши‘а ал-Хасана ан-Наубахти (ум. в начале X в.), — одно из ранних доксографических сочинений шиитов. С позиций «умеренного» шиизма он изложил раннюю историю ислама — в первые полтора века — в плане определения прав на верховную власть в мусульманской общине-государстве. Осведомленность X. б. ал-Х. в области религиозно-политических и догматических расхождений среди мусульман, его глубокое знание основ и тонкостей шиитской доктрины верховной власти выдвинули его в число ведущих доксографов. Полемические и теоретические труды X. б. ал-Х. положили начало письменной традиции «умеренных» шиитов в доксографии. Дальнейшую разработку эта традиция получила в трудах учеников X. б. ал-Х.— Йунуса б. ‘Абд ар-Рахмана (ум. ок. 823 г.), Мухаммада б. Аби ‘Умайра (ум. в 832 г.) и др. На рубеже IX — X вв. эта традиция представлена доксографическими сочинениями шиитских богословов ал-Хасана ан-Наубахти и Са‘да б. ‘Абдаллаха ал-Кумми (ум. в 913 г.). Значение трудов X. б. ал-Х. определяется прежде всего тем, что в них содержится фактический материал о деятельности и учениях конкретных религиозно-политических группировок того периода в истории ислама, когда были высказаны, и сформулированы исходные идеи, послужившие идеологической основой шиитских (и мусульманских вообще) религиозно-политических движений.
Лит-ра: ал-Аидари. Макалат, указ.; Прозоров. Шиитская историография, 65—68 (№ 10); W. Madelung. Hisham b. al-Hakam.— EI, NE. 3, 513—515.
С.М.Прозоров