Хусайнийа (1) — первое в Оренбургском крае высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), организованное на основе новейших по тем временам достижений мировой педагогической науки. Официально открыто в январе 1891 г. в Оренбурге по инициативе и на средства татарских купцов — братьев Ахмад-бая (1837-1906), Гани-бая (1839-902) и Махмуда (1839-1910) Хусайновых и названо в их честь. По некоторым данным, мадраса фактически существовала с 1889 г. Цель школы — подготовка кадров духовной и светской интеллигенции на базе общего среднего образования. Сначала в программе X., рассчитанной на 10 лет, преобладали светские дисциплины: татарский, арабский и русский языки, история, математика, география, физика, химия, педагогика, бухгалтерия и др. Затем в силу традиций и в стремлении конкурировать с признанными центрами духовного образования мусульман в России братья Хусайновы в программе мадрасы усилили внимание к изучению богословия, и учебный курс был продлен до 14 лет. С тех пор первые 3 класса составляли начальное отделение (ибтидаи), следующие 4 — среднее (рушди), еще 4 следующих— подготовительное к высшему (игъдадийа, араб, и‘дадийа) и последние 3 — высшее (галийа, араб, ‘алийа) отделение. По уровню благоустроенности, составу преподавателей, постановке преподавания отдельных предметов мадраса X. не имела себе равных во всей России. Этому способствовало прежде всего ее прочное материальное положение. Ахмад-бай пожертвовал на нужды просвещения окрестных мусульман огромный вакф в 500 тыс. руб., с которого X. получала ежегодно доход от 18 до 25 тыс. руб. В 1905 г. мадраса переехала в специально выстроенное трехэтажное каменное здание с прекрасно оборудованными учебными кабинетами, библиотекой и пансионатом. К преподаванию в школе привлекались авторитетные педагоги, нередко авторы нескольких учебников, учебных пособий и научных трудов. В разные годы в X. преподавали Ризаэтдин Фахретдинов, Муса Бигиев, Закир Кадыри, Фатых Карими, Джамалетдин Валиди (Валидов), Габдрахман Сагди и др. Штат учащихся (шакирдов) был определен в 120— 130 человек, но обычно их было больше. За обучение взималась плата, которая была дифференцированной в зависимости от состоятельности родителей шакирдов (до 100 руб. в год). В Мадрасе X. учились посланцы многих мусульманских народов Российского Востока: татары, башкиры, казахи, узбеки, киргизы, кумыки, каракалпаки и др. В общей сложности за тридцать с лишним лет в X. обучалось более двух тысяч шакирдов, которые затем сыграли заметную роль в общественной и культурной жизни российских мусульман. Учащимися X. были будущие поэты и писатели (М.Джалиль, М.Бурангулов), артисты (И.Кудашев-Ашказарский, А.Зубаиров), композитор Дж.Файзи, государственные и общественные деятели (А.Давлетшин, С.Атнагулов) и т.д. Богатой и разнообразной была культурная жизнь X.: работали ученические кружки, действовали курсы повышения квалификации учителей, устраивались литературно-музыкальные вечера, диспуты. Мадраса X. просуществовала до 1919 г., когда она была преобразована в Учительский институт им. Хусайновых, на базе которого через год были созданы 4 самостоятельных института народного образования: татарский, башкирский, киргизский (казахский) и восточный.
Лит-pa: Валидов. Очерк, 92-97; Фархшатов. Народное образование, 87, 89, 93; Р.А.Утябай-Карими. Медресе «Хусаиния» // БКЭ, 392; Г.Хосэйенов. «Хосэйениэ» мэдрэсэhе // Ватандаш. Уфа, 1997, № 7,122-128.
М.Н.Фархшатов