Хуштада (авар. Хушдада, багв. ГьунссачI) — высокогорное дагестанское селение в среднем течении реки Андийское Койсу, в XVII-XIX вв. — один из центров исламизации горцев Северо-Западного Дагестана и Южной Чечни. Находится у границы с Чечней на северо-западных отрогах Богосского хребта, в 12 км от центра Цумадинского района Республики Дагестан с. Агвали. Население (на 2004 г., включая хутора Тленхара и Чало, 1737 чел.) — багулалы (багвалинцы); это небольшой народ, говорящий на одном из нахско-дагестанских языков (андийская подгруппа аваро-андо-цезской группы), объединенный с аварцами при советской власти. Две трети багулал с 60-70-х гг. XX в. проживают в городах и поселках на равнине, в частности в селении Новая Хуштада Хасавюртовского района Дагестана. Верующие мусульмане — сунниты шафи‘итского мазхаба. Д о 30-х гг. XIX в. X. — центр военно-политического союза (багв. игьа) шести селений багулал, в 1834-1859 гг. — ставка муфтия и на’иба багулал в имамате Шамиля. С 1861 г. — в составе Каратинского наибства Андийского округа Дагестанской области, с 1929 г. — Цумадинского района Дагестана.
Хуштадинцы приняли ислам на рубеже XVI-XVII вв., вероятно, от лакских миссионеров из Газикумука (совр. Кумух). Первым мусульманином был Рутия из рода (тухум, багв. гъай) Инсси-гъай, изгнанный из X. за убийство и поселившийся в селении Кумух. Вернувшись на родину, он при помощи отрядов гази из Кумуха и аварского союза общин Гидатля обратил в ислам жителей X. Первым мусульманским правителем селения был хан Юсуп (Йусуф). В свою очередь, он обратил в ислам сначала багулал, а затем соседние андийские народы чамалал и тиндинцев. Могилы «воителей из Кумуха» сохранились на кладбище селения Тинди. В XVII — первой трети XIX в. X. правили ханы из тухума Шамхал-гъай, возводящие свой род к знати Гидатля и правителям (шамхал) Гази-Кумуха, которые, по преданию, произошли от арабов-курайшитов, пришедших в Дагестан вместе с легендарным исламизатором Северо-Восточного Кавказа Абу Муслимом. Саййидские роды того же названия (Шамхал) есть в соседним с X. багвалинском селении Тлондода и в чамалинских селениях на правом берегу реки Андийское Койсу
X. быстро стала одним из исламских культурных центров на северо-западе Дагестана. Из нее вышли имамы и кади (дибиры) соседних горных общин. В Мадрасе X. учились известные дагестанские ученые (‘улама’) XVIII-XIX вв., в частности ‘Абд ар Рахман ал-Гази-Гумуки, сын накшбандийского шайха Джамал ад-дина и зять имама Шамиля. Из ‘улама’ X. наиболее известен преподаватель и юрист середины XVIII в. Мусалав ал-Хушдади, родоначальник местной династии ученых. Поддержав шари‘атское движение XIX в., ученые X. добились видных постов в имамате Шамиля. Селимдибир ал-Хушдади ал-Багвали (Багвалинский) был назначен сначала муфтием, а затем на’ибом багулал. Он пал мученником (шахид) в одном из сражений с русскими войсками, похоронен в X. и доныне почитается «святым». Хаджияв б. Закарийа’ ал-Хушдади стал на’ибом тиндинцев. Из других ученых XIX в. известны факих ‘Али-дибир ал-Хушдади, избранный кади селения Гонода, накшбандийские шайхи Пир-Мухаммад б. Хаджияв ал-Хушдади и его сын Хусайн, кадиритский шайх Шапи-гаджи (Шафи‘-хаджжи б. Мухаммад ал-Хушдади). Имамы и ученые родом из X. до сих пор влиятельны на северо-западе Дагестана.
В X. сохранились памятники средневекового мусульманского зодчества. На крутом склоне в северо-восточной части селения находится старейшая в районе соборная мечеть со строительной надписью 1009/1600-01 г. Она неоднократно перестраивалась, в последний раз в 1927 г. Это трехэтажное прямоугольное в плане здание (25,3×19 м) в прошлом без минарета. Небольшой жестяной минарет был пристроен только в 1989 г. Наружные стены здания украшены петроглифами X-XV вв., среди которых преобладают солярные знаки (свастики, кресты, спирали) и изображения животных (туры, лошади). На уровне второго этажа под мечетью проходит уличный туннель (багв. Гъини къватIа). Молельный зал находится на третьем этаже. К северо-восточному углу мечети пристроены зал для омовений (кул‘а) и небольшая комнатка (худжра), служащая библиотекой и кабинетом имама. В 1932–1946 гг. мечеть была закрыта. С 1946 по 1991 г. она была единственной действующей мечетью Цумадинского района. На волне исламского бума в 1992 г. в X. была открыта вторая, квартальная мечеть.
В старой части X. находятся семь небольших в прошлом тухумных кладбищ (багв. гьобилъала). В самом селении и в его окрестностях почитают девять «святых» мест (зийара). По большей части это могилы шахидов, суфиев и ‘улама’. Наиболее почитается «святая» могила трех накшбандийских шайхов XIX-XX вв. на кладбище Хъармала. Это типичный для Нагорного Дагестана XIX-XX вв. мавзолей (худжра) прямоугольной формы без купола. В его западной стене — небольшой выступ. Размеры здания 5,7×6,2 м, высота 2 м. Оно сложено из грубо отесанных камней серого и рыжего цвета. На крыше над западной стеной выложены три небольшие пирамидки из речного камня. Под ними во внешнюю стену склепа вделаны две арабские надписи, каждая размером 28×44 см. Как и в других дагестанских зийаратах, рядом с худжрой укреплены высокие деревянные шесты с белыми и зелеными лентами. «Святое» место и окружающие его надгробия XIX-XX вв. огорожены невысокой стеной из грубо отесанных камней неправильной формы. В 2002 г. из камней разобранной старинной круглой сторожевой башни возле зийарата Хъармала сложили новую, трехэтажную соборную мечеть X. К ней примыкает здание мадрасы. Это самая большая мечеть в Северо-Западном Дагестане.
Эпитафии зийарата X. — любопытные свидетельства бытования культа «святых» мучеников у мусульман советского Дагестана. Более ранняя из них высечена 4 раби‘ ас-сани 1354/6 июля 1934 г. в память «знаменитого шайха, совершенного наставника и учителя (ал-муршид ал-камил ва-л-устаз) накшбандийского тариката, страдальца Хусайна, сына известного шайха хаджжи Пир-Мухаммада ал-Хушдади… умершего мучеником (шахидан) в заключении… в 1349 (1930-31) году». Эта рельефная надпись уже успела наполовину стереться, так как была выбита на мягком песчанике. Слева от нее под стеклом находится эпитафия, написанная черной тушью каламом на плотной, слегка пожелтевшей бумаге фабричного производства. Она составлена по случаю смерти 1 зу-л-хиджжа 1360/20 декабря 1941 г. кади ‘Абд Аллаха, сына Хусайна и его восприемника на посту шайха накшбандийского тариката. Эпитафия сообщает, что он «умер, скрываясь… от неверующих и лицемеров (ал-куффар ва-л-мунафикун), убивающих ученых и святых (ал-‘улама’ ва-л-аулийа’) и расхищающих их добро». Текст второй надписи в основном повторяет содержание первой эпитафии.
Из дагестанских рукописей и устных преданий хуштадинцев известно, что мавзолей был построен незадолго до революции 1917 г. над могилой отца Хусайна — накшбандийского шайха Пир-Мухаммада, сына Хаджиява, сына Пир-Мухаммада ал-Хушдади (1830-31—1911-12). Он происходил из знатного рода (тухум) саййидов Шамхал-гъай. В частных рукописных собраниях М.Салманова в X. и потомка Пир-Мухаммада С.-Г.Пирмагомедова в Агвали сохранились варианты генеалогии Шамхал-гъай, записанные в конце XIX — начале XX в. К тому времени род насчитывал 12-14 поколений ‘улама’ начиная с Ихакку, одного из первых проповедников ислама в X. (жил приблизительно в начале XVI в.). Из этого тухума в XVII-XIX вв. вышло более десяти имамов X. и других дагестанских селений. Пир-Мухаммад б. Хаджияв был назначен шайхом своим муршидом Са‘идом из аварского селения Обода. Впоследствии у него самого было много учеников. В их числе — известный в предреволюционном Дагестане шайх и ученый-энциклопедист Хусенияв из селения Гигатли, мавзолей (зийарат) которого находится у въезда в селение Агвали. Пир-Мухаммад имел репутацию крупного ученого и суфия-мистика, много занимался общественной и строительной деятельностью (строительные надписи говорят о его участии в реставрации в конце XIX в. соборных мечетей селений X. и Ботлих).
Не менее Пир-Мухаммада среди дагестанских ‘улама’ прославился Хусайн, родившийся в 1861-62 г. Сан шайха перешел к нему от отца. Он считался авторитетом по вопросам суфизма и фикха шафи‘итского толка. Его соперником был Шафи‘-хаджжи (Шапи-гаджи), сын Мухаммада ал-Хушдади, шайх братства кадирийа, написавший книгу о тарикате, пользовавшуюся популярностью у дореволюционных дагестанских суфиев. Изгнав при помощи своих муридов Шафи‘-хаджжи из X., Хусайн стал кади селения, а в 20-е гг. — председателем учрежденного здесь шариатского суда. В 1921—1925 гг. он тайно поддерживал связи с пятым имамом Дагестана шайхом Наджм ад-дином из селения Гоцоб (= Наджмуддин Гоцинский), который после провала восстания против советской власти скрывался в горах соседней Чечни. В 1930 г. Хусайн был арестован и вскоре расстрелян в тюрьме НКВД в Махачкале. Тогда же была сожжена большая часть огромной библиотеки шайха. Муриды Хусайна выкрали его тело, тайно перевезли его в горы и похоронили в X.
Сын Хусайна, ‘Абд Аллах, был арестован вместе с отцом и выслан из Дагестана на пять лет. Ему удалось бежать из ссылки и перебраться в родное село. Поклонники Хусайна укрывали его в горах до самой смерти, относясь к нему как к духовному главе и кади общины. Его потомки возглавляют мусульманские общины Агвали и некоторых переселенческих селений на равнине.
Хуштадинцы и жители окрестных горных селений более других «святых» почитают сына Пир-Мухаммада — Хусайна. Уже к 50-м гг. его фигура обросла множеством легенд. Ему приписали способность творить чудеса (карамат) — мгновенно переноситься в отдаленные места, проходить сквозь стены, угадывать будущее, превращать в червей табак, карты и другие запрещенные шари‘атом вещи и т.д. Сверхъестественные возможности Хусайна были перенесены на зийарат X. У местных жителей распространено представление о том, что его «святость» защищает и живых и мертвых, поэтому до 70-х гг. хуштадинцы побогаче старались купить у мусульманской общины селения право быть похороненным на кладбище Хъармала. За исцелением к худжре приходили больные и бесплодные женщины. К Хъармала приводили заболевший скот, чтобы обвести его, по общераспространенному поверью, несколько раз вокруг зийарата. До сих пор сельский дибир устраивает возле «святого» места моления о ниспослании дождя. На крупнейшие мусульманские праздники (маулид ан-наби, ураза-байрам, курбан-байрам) взрослые мужчины-хуштадинцы собираются возле зийарата, раздают мясо и другие жертвенные продукты (садака). Худжра имеет ухоженный вид, ее часто белят и подновляют.
Лит-ра: Гайдарбеков. Хронология. Ф. 3, оп. 1, д. 236, XIV; Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала, 1997, 416, 83а, 896, 93а; Т.Айтберов. Обзор некоторых рукописных собраний Дагестана // Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991, 144-161; М.Абакаров. Праведная жизнь и справедливые поступки (на аварск. яз.) // Х1акъикъат. Махачкала, 31.08.1996; В.О.Бобровников. Новые эпиграфические данные по истории ислама в северо-западном Дагестане // Дагестанский лингвистический сборник. М., вып. 6, 1999, 29-47; он же. Иерархия и власть в горной дагестанской общине // Расы и народы. М., вып. 26, 2001, 96-107.
В.О.Бобровников