Чилла (чихила, перс.-тадж; араб. арба‘уна — «сорок») — в ритуале некоторых центральноазиатских братств сорокадневное уединение (араб. халва, перс. халват) с постом и исполнением принятых в каждом братстве (тарика) видов зикра и молитв (вирд). Некоторые исследователи рассматривали термины Ч. и халват как синонимы. Однако срок уединения/халват был разным — 3, 7, 10, 12, 14, 21 и 40 дней, и только в последнем случае, насколько известно, он именовался Ч. Обычно Ч. проводилась в особых помещениях (чилла-хана, халват-хана) при ханаке или усыпальнице «святого» (аулийа’). На некоторых мазарах йасавитских шайхов чилла-хана устраивалась в виде круглых колодцев (шакк) диаметром до 1,5 м и глубиной 2-3 м. Сбоку в грунте размещалась сводчатая камера (лахд), высота и ширина которой равнялась примерно 1,5-1,6 м, а длина — около 2 м. Таким образом, и по названиям составляющих, и собственно конструкции чилла-ханы были аналогичны традиционным могилам, что вполне соответствовало основной цели йасавитского ритуала Ч. — «умертвить на время уединения плоть и дать душе воспарить к Богу». Выход из подобной чилла-ханы был невозможен без посторонней помощи; сама конструкция лишала отсиживающего Ч. (чиллашин, сокр. от чилланишин) возможности поддаться «искушению» прервать уединение без веления шайха.
Большинство ранних шайхов братства хваджаган-накшбандийа (‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани, Рамитани, хваджа Парса, хваджа Ахрар и др.) крайне неодобрительно относились к ритуальному уединению. Однако уже в XVI в. у центральноазиатских братств (в том числе и у накшбандийа) Ч. составляла часть ритуала «очищения» перед инициацией. Чиллашин мог общаться только с муршидом, который давал указания, контролировал состояние неофита, по своему усмотрению мог прервать или продлить срок уединения. Ч. обычно заканчивалась следующей церемонией: чиллашин с поклоном «подавал руки» (протягивал ладонями вверх) своему муршиду, чем выражал полное подчинение воле последнего.
К Ч. часто прибегали и зрелые последователи братств, например на праздник маулуд (маулид) или по случаю поста. Известны случаи «коллективных» Ч., в которых участвовали шайх и его ближайшие халифá. К сорокадневному уединению на могилах «святых» прибегают как к последнему средству при трудноизлечимых (или неизлечимых) болезнях.
В Средней Азии и других регионах Ч. обозначает конец сорокадневного траура по умершему и отмечается особым ритуалом, во время которого подается угощение и читается Коран «для окончательного упокоения души умершего». Женщина, родившая ребенка, также находится в состоянии Ч., когда ей запрещается выполнять тяжелую работу, вступать в половой контакт и т. д.
Термин Ч. употребляется и для обозначения сорокадневных (или кратных сорока — ним-чилла, даха) природно-климатических циклов максимальной жары или холода: летняя Ч. (последняя декада июня — начало августа), зимняя Ч. (последняя декада декабря — начало февраля).
Лит-ра: Маулана ‘Абд ар-Рахман б. Ахмад Джами. Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс // Ба тасхих-и ва мукаддима ва пайваст-и Махди Таухидпур. Техран, 1976, 413; Дуст Мухаммад б. Фахр ад-дин ал-Киши. Силсилат ас-садикин ва анис ал-‘ашикин // Рук. ИВ АН РУз, № 622, л. 686–696; Абу-л-Бака’ б. Баха’ ад-дин б. Ахмад Касани. Джами‘ ал-макамат // Рук. ИВ АН РУз, № 72, л. 24.
Б.М.Бабаджанов