Исламология
    Исламология
    • Главная
    • Указатели
      • Архитектурные памятники
      • Государства, династии, партии
      • Искусство, обычаи, праздники
      • Исторические события
      • Персоналии
      • Правовые толки
      • Письменные памятники
      • Правовые термины
      • Религиозные и философские термины
      • Религиозные и философские течения
      • Топонимы
      • Этнонимы и языки
    • О нас
    • Контакты
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты
      Расширенный поиск
      Исламология
      Исламология
      • Главная
      • Указатели
        • Архитектурные памятники
        • Государства, династии, партии
        • Искусство, обычаи, праздники
        • Исторические события
        • Персоналии
        • Правовые толки
        • Письменные памятники
        • Правовые термины
        • Религиозные и философские термины
        • Религиозные и философские течения
        • Топонимы
        • Этнонимы и языки
      • О нас
      • Контакты

        ЧИРАГ-ДАН

        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 12 июля, 2022
        Содержание
        • 1.
          Статья.
        • 2.
          Литература.
        • 3.
          Авторы.

        Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой от 50 до 90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Огонь возжигался внутри Ч. в особых металлических или керамических плошках (чирагча) с вытянутым носиком для фитилей. Чирагчу наполняют маслом, а фитиль, обернутый ватой, выводится в носик; считается, что исходящий от огня запах «кормит дух святого». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня (аташгах). Они напоминают однокамерные мавзолеи с гипертрофированными куполами, порталами, со сводчатыми нишами, в которых и возжигались обернутые ватой лучины (пилик) либо свечи, для которых выдалбливались особые отверстия. В последнее столетие все чаще используются восковые свечи.

        Чираг-дан (Чхар Бакр, Бухара, середина XVIII в.). Фото Е.Г.Некрасовой

        Чираг-дан (Чхар Бакр, Бухара, середина XVIII в.). Фото Е.Г.Некрасовой

        В специальных руководствах по посещению (зийарат) могил, написанных местными ханафитами (Бухара, Самарканд) в XIV–XX вв., возжигание огня на могилах (равно как и другие «языческие действа» — громкий плач, причитания, растирание «святой пыли» с могил по лицу и т. п.) строго осуждалось. Тем не менее эти обряды существовали и продолжают существовать до сих пор и даже получают своеобразное «ритуальное развитие»: несколько лет назад один из шайхов-служителей на некрополе Чхар Бакр «изобрел» новое «магическое действо», которое будто бы излечивает от бесплодия. Он рекомендовал женщинам-паломницам обхватить руками установленный на надгробии мраморный Ч. и семь раз повернуть его вокруг оси (по часовой стрелке).

        Борьба нынешнего суннитского духовенства (в том числе и ханафитов-традиционалистов) с подобными «сомнительными ритуалами» (прежде всего с возжиганием огня на могилах) не ограничивается «разъяснительной работой» среди паломников. Духовенство добилось разрушения старейших и недавно возведенных Ч. на знаменитых мазарах (Хазрат-и Имом, ‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани, Амир Кулал, Имам ал-Бухари и др.). Однако древняя традиция вновь оказалась сильнее: паломницы, выслушав наставления имама с малопонятными (но сакральными) цитатами из Корана и хадисы, его призывы воздерживаться от «грешных дел на могилах мусульман» и щедро оплатив его проповедь традиционными подношениями (назр, ихсан) тем не менее украдкой оставляют зажженные свечи у могил своих «святых». Впрочем, некоторые имамы мечетей крупнейших мазаров (Чхар Бакр в Бухаре, Занги-ата в Ташкенте) смотрят сквозь пальцы на этот ритуал, считая, что он «не вредит устоям ислама». На таких мазарах старые Ч. еще сохранились.

        Чираг-дан (Чхар Бакр, мазар хваджи Абу Бакра Са‘да Джуйбари). Фото Е.Г.Некрасовой

        Чираг-дан (Чхар Бакр, мазар хваджи Абу Бакра Са‘да Джуйбари). Фото Е.Г.Некрасовой

        Лит-ра: Му‘ин ал-фукара. Китаб-и Мулла-зада. Мукаддима, 2–14; Л.И.Ремпель. Архитектурные модели мемориальных сооружений и некоторые уроки наследия // Архитектура Узбекистана. Таш., 1985, 68–79; Полевые наблюдения авторов.

        Б.М.Бабаджанов, Е.Г.Некрасова

        Категории:
        Архитектурные памятникиИслам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        Теги:
        БухарамазарпаломничествосвятыеЦентральная Азия
        Рекомендуемые публикации схожей тематики
        НАУРУ́З
        • 19 марта, 2024
        Пои (По-йи) Калан
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 13 января, 2023
        ХАТМ-И ЙАЗДАХУМ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022
        ХАЗРАТ-И ИМОМ
        • Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018
        • 21 июля, 2022