Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой от 50 до 90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Огонь возжигался внутри Ч. в особых металлических или керамических плошках (чирагча) с вытянутым носиком для фитилей. Чирагчу наполняют маслом, а фитиль, обернутый ватой, выводится в носик; считается, что исходящий от огня запах «кормит дух святого». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня (аташгах). Они напоминают однокамерные мавзолеи с гипертрофированными куполами, порталами, со сводчатыми нишами, в которых и возжигались обернутые ватой лучины (пилик) либо свечи, для которых выдалбливались особые отверстия. В последнее столетие все чаще используются восковые свечи.
В специальных руководствах по посещению (зийарат) могил, написанных местными ханафитами (Бухара, Самарканд) в XIV–XX вв., возжигание огня на могилах (равно как и другие «языческие действа» — громкий плач, причитания, растирание «святой пыли» с могил по лицу и т. п.) строго осуждалось. Тем не менее эти обряды существовали и продолжают существовать до сих пор и даже получают своеобразное «ритуальное развитие»: несколько лет назад один из шайхов-служителей на некрополе Чхар Бакр «изобрел» новое «магическое действо», которое будто бы излечивает от бесплодия. Он рекомендовал женщинам-паломницам обхватить руками установленный на надгробии мраморный Ч. и семь раз повернуть его вокруг оси (по часовой стрелке).
Борьба нынешнего суннитского духовенства (в том числе и ханафитов-традиционалистов) с подобными «сомнительными ритуалами» (прежде всего с возжиганием огня на могилах) не ограничивается «разъяснительной работой» среди паломников. Духовенство добилось разрушения старейших и недавно возведенных Ч. на знаменитых мазарах (Хазрат-и Имом, ‘Абд ал-Халик ал-Гидждувани, Амир Кулал, Имам ал-Бухари и др.). Однако древняя традиция вновь оказалась сильнее: паломницы, выслушав наставления имама с малопонятными (но сакральными) цитатами из Корана и хадисы, его призывы воздерживаться от «грешных дел на могилах мусульман» и щедро оплатив его проповедь традиционными подношениями (назр, ихсан) тем не менее украдкой оставляют зажженные свечи у могил своих «святых». Впрочем, некоторые имамы мечетей крупнейших мазаров (Чхар Бакр в Бухаре, Занги-ата в Ташкенте) смотрят сквозь пальцы на этот ритуал, считая, что он «не вредит устоям ислама». На таких мазарах старые Ч. еще сохранились.
Чираг-дан (Чхар Бакр, мазар хваджи Абу Бакра Са‘да Джуйбари). Фото Е.Г.Некрасовой
Лит-ра: Му‘ин ал-фукара. Китаб-и Мулла-зада. Мукаддима, 2–14; Л.И.Ремпель. Архитектурные модели мемориальных сооружений и некоторые уроки наследия // Архитектура Узбекистана. Таш., 1985, 68–79; Полевые наблюдения авторов.
Б.М.Бабаджанов, Е.Г.Некрасова