ШУ‘АЙБ — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей» *), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле; призывал вспомнить о судьбе тех, кто ранее не верил пророкам, — о народах Нуха, Худа, Салиха, Лута. Ш. поверила только небольшая часть жителей Мадйана, большинство сочло его одержимым, колдуном и лжецом. Его упрекали за низкое происхождение, грозились побить камнями, изгнать. От уверовавших в Аллаха потребовали вернуться в веру отцов. Они отказались, призвав Аллаха рассудить их с неверными. Последовало жестокое наказание — «вопль», «сотрясение». Все, кто не поверил Ш., погибли, «и оказались они наутро в их жилищах павшими ниц» (7:85/83—93/91; 11:84/85—95/98; 15:78; 26:176—191; 29:36/35—37/36; 38:13/12; 50:13).
Коранические рассказы о Ш. тесно увязаны с другими рассказами о наказании тех, кто не поверил пророкам. Стилистически они особенно близки, к рассказам об аравийских пророках — Салихе и Худе. В них много намеков на судьбу Мухаммада—упреки в одержимости и колдовстве, в незнатном происхождении, угрозы побить камнями и т. д. Вместе с тем они содержат немало конкретных деталей, описывающих народ Ш. как опытных и ловких торговцев, путешествующих по свету. Весьма вероятно, что в Коране использовано какое-то аравийское предание о гибели Набатейского царства, в ареал которого входил частично и исторический Мадйан.
Комментаторы Корана были малознакомы с собственно аравийскими преданиями. Исходя из упоминания Мадйана и в истории Ш., и в истории Мусы, они идентифицировали Ш. с «глубоким стариком», зятем Мусы, библейским Иофором. Большой популярности легенды о Ш. в мусульманской литературе не получили. В настоящее время ссылки на проповеди Ш. ограничения произвола торговцев приводятся иногда мусульманскими публицистами как примеры идеалов социальной справедливости в Коране.
Лит-ра: ат-Табари. Та’рих, 1, 365—371; он же. Тафсир, 8, 166—168, 12, 60—66, 19, 65—68; ас-Са‘лаби. Кисас, 93—94; Horovitz. Untersuchungen, 93, 119—120; Speyer. Erzählungen, 251 — 254; Paret. Kommentar, 165—166, 241—242, 278; Fr. Buhl. Shu‘aib. — EI, 4, 418—419.
М.Б.Пиотровский