Восточный мавзолей в Булгарском городище (г. Булгар, Татарстан) — семейная усыпальница знатного булгарского рода, памятник булгарской монументальной архитектуры золотоордынского периода. Построен на рубеже XIII–XIV вв. напротив восточного фасада Соборной мечети в период завершения ее второй реконструкции. В начале XVIII в. В. М. был превращен в русскую церковь Св. Николая.
Галеевская мечеть в Казани — памятник мусульманской культовой архитектуры конца XVIII–XIX в., одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохраняющая стилевые особенности фасадов периода строительства.
Галийа (араб, ‘алийа — «высшая»)— первое высшее мусульманское учебное заведение (мадраса) университетского типа в Башкирии. Открыто в октябре 1906 г. при Соборной мечети второго прихода г. Уфы по инициативе и под руководством известного педагога и богослова Зии Камали с целью подготовки религиозных и светских руководителей мусульманских общин с высшим образованием.
Гаукушан (букв. «Бойни») — архитектурный ансамбль в Бухаре (2-я половина XVI в.). Расположен в одноимённом квартале на территории Хисар-и нау по сторонам канала Шахр-и руд. Состоит из пятничной мечети (джума-мечеть) со встроенной квартальной мечетью, минарета, мадрасы и водоема (хауза). Строительный материал — жжёный кирпич.
Гёзли-ата — святилище, расположенное в степной зоне Забалханья, в 150 км северо-восточнее Красноводска (ныне Туркменбаши). Это место захоронения суфия XIV в. Хасан-ата, более известного в Туркменистане под почетным прозвищем Г.-а. («отец-прозорливец/провидец»), которое он получил, согласно преданиям, за необычную способность предвидеть события.
Дана-ата — святилище на территории Балханского велаята (области), в 110 км к северо-востоку от Небит-Дага, в одном из горных ущелий Большого Балхана, в 10 км южнее селения Ак-Куи. Святилище обследовалось нами в 1957, 1967 и 1970 гг. В тот период оно представляло собой поврежденный временем каменно-кирпичный средневековый мавзолей-гробницу (в форме
Дарпуш («Заграждение ворот») — персидское название единого оборонительного комплекса сасанидского Ирана, а затем Арабского халифата на Северо-Восточном Кавказе, включавшего в себя мощную дербентскую крепость (перс. Дарбанд, араб. Баб ал-абваб— «Главные ворота»), 40-километровую Горную стену (перс. Гав-бара, тюрк.- перс. Даг-бара/Даг-бары) и разветвленную сеть укреплений (с военными гарнизонами) по всей протяженности Горной
Дахма — зороастрийский термин, восходящий через дафма к индоевропейскому корню ДХМБХ («хоронить»). В восточных регионах мусульманского мира, находившихся под влиянием древнеиранской культуры, Д. — «погребальное сооружение», «гробница», «надгробие» (араб. син. суффа, тахт). Доисламские Д. представляли собой произвольно ориентированные здания с плоской кровлей, включали одну-две или несколько погребальных камер и служили
Елабужское («Чертово») городище — укреплённое поселение булгарского времени, на территории которого (юго-восточная окраина г. Елабуга, Татарстан) расположена одна из укреплённых мечетей Волжско-Камской Булгарии, архитектурно-археологический памятник булгарской монументальной архитектуры дозолотоордынского периода.