ал-АНС̣А̄Р — жители Йасриба (Медина) из племен аус и хазрадж, которые в 622 г. заключили договор с Мухаммадом, признав его своим верховным вождем и вероучителем.
ал-АС̣Х̣А̄Б (или ас-с̣ах̣а̄ба, мн. ч. от с̣а̄х̣иб — «сторонник»; по-русски ед. ч. употребляется обычно в форме асхаб, мн. ч.— асхабы) — сподвижники Мухаммада, люди, тесно общавшиеся с ним или принимавшие участие в его походах; позже так стали называть всех, кто видел Мухаммада хоть раз, даже будучи ребенком.
ал-БУВАЙХӢЙА — Буиды (или Бувейхиды), иранская династия из Дайлама. Ее родоначальник Бувейх— предводитель одного из отрядов зийаридского правителя Северного Ирана Мердавиджа.
ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, при знавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства.
ал-ИХ̮ВА̄Н ал-МУСЛИМӮН («Братья-мусульмане») — члены религиозно-политической организации «Ассоциация Братьев-мусульман» (Джам‘ийат ал-ихван ал-муслимин), созданной в Египте (Исмаилия) в 1928 г. шайхом Хасаном ал-Банной.
ал-ФА̄Т̣ИМӢЙӮН—Фатимиды, династия шиитских (исма‘илитских) халифов, возводивших свое происхождение к Фатиме, дочери Мухаммада, через Исма‘ила б. Джа‘фара, но истинная генеалогия в период «сокрытых» имамов неясна, даже исма'илитские источники передают ее различно, а суннитские в большинстве случаев вообще отрицают алидское происхождение Ф.
Аббасиды пришли к власти на волне шиитской пропаганды в пользу «дома Пророка», но вели при этом двойную игру: внешне они действовали в пользу Алидов, втайне — в собственных интересах. А. почти поголовно истребили Омейядов, спаслись лишь единицы, одному из них удалось бежать и основать в Андалусии новую династию омейядских государей.
ал-‘АЛАВӢЙА (или ал-‘Алавӣйӯн)— Алиды, потомки ‘Али б. Аби Талиба. Согласно источникам, у ‘Али было много детей—14 (или 18) сыновей и 19 (или 17) дочерей от разных жен (8 или 9). Самыми известными в истории оказались ал-Хасан и ал-Хусайн и Мухаммад б. ал-Ханафийа.
ас-Сам‘аиийа — династия ученых Марва/Мерва, пять поколений которой за два столетия (XI–XII вв.) внесли весомый вклад в мусульманскую науку и религию. Наиболее ранний представитель этого дома — Мухаммад б. ‘Абд ал-Джаббар Абу Мансур ас-Сам‘ани (ум. в 1058 г.), факих-ханафит, мухаддис, толкователь Корана, лексикограф, грамматик, автор известных в свое время сочинений.
Бабахановы — династия муфтийев (1943–1989) Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ). Основатель династии Ишан-хан Баба-хан б. ‘Абд ал-Маджид-хан (хваджа) родился в Ташкенте в 1856 г. Его отец ‘Абд ал-Маджид-хан б. Йунус-хан происходил из семьи хваджей, возводивших свою родословную к хвадже Ахмаду Йасави (ум. в 1166-67 г.) — эпониму суфийского братства йасавийа.