Магтым мээззем — «святое» место в низовьях Сумбара у селения Магтым-Кала Гаррыгалинского этрапа (района) Туркменистана. Связано с захоронением одного из известных средневековых суфиев, считающегося главой и патроном-покровителем гыллы магтымов— основной ветви магтымов, входящих в число овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен.
Маддах (араб., «восхваляющий в стихах», «панегирист», «рассказчик») — исполнитель народных сказаний и легенд, повествующих о царях и исламских героях, рассказчик легендарных биографий среднеазиатских религиозных авторитетов, в первую очередь суфийев. Это профессиональные проповедники ислама, осуществлявшие миссионерскую деятельность посредством исполнения художественных текстов.
Маджиди (Мазитов), Салахеддин (1878— 1956)— татарский педагог-просветитель и общественный деятель. Родился в деревне Азеево Рязанской губернии в семье сельского учителя. Дети рано лишились родителей (кроме М. С. в семье было еще пятеро дочерей) и были взяты на воспитание родственниками или друзьями семьи.
Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила)— место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее.
Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.
Малый минарет в Булгарском городище (г. Булгар, Татарстан) — памятник булгарской архитектуры золотоордынского периода (построен в конце XIV в.), единственный сохранившийся до наших дней образец минаретов булгарской культовой архитектуры.
Мансур, шайх Учерман, или Ушурма (наиболее обоснованные даты: 1760-1794) — суфийский проповедник, имам, руководитель народно-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785-1791 гг. Чеченец, происходил из патронимии (чеч. тайп, от араб. та’ифа — «группа», «община») Элистанжхой, родился в селении Алды.
Марсийа (араб. «оплакивание умершего»)— особый вид лирической посмертной элегии, получивший широкое распространение в арабской, персидской и тюркоязычной литературе; известны М. и на других языках, носители которых исповедуют ислам (например, малайцы) и находятся под влиянием мусульманской культуры.
Маскара (Кукморский район, Республика Татарстан)— селение, известное соборной мечетью, которую в 1791 г. построил малмыжский первой гильдии купец Габдулла (‘Абд Аллах) б. Абдулсалям (‘Абд ас-Салам) б. Утямыш ал-Маскарави (ум. в 1832 г.).
Маснави-хвани (араб.-перс.; тюрк, маснави-хонлик) — чтение и толкование мистических стихов. Традиция М.-х. восходит, видимо, к раннеисламским поэтическим кружкам (муша‘ара). С развитием жанра маснави выделяются элитные кружки, где предметом обсуждений и толкований стала мистическая поэзия в форме четверостиший (руба‘и), газелей и т.д.