Х̣УДЖЖА (мн. ч. х̣уджадж, «довод», «доказательство», «представление доказательства») — термин, широко употреблявшийся в каламе, фалсафа, логике (синонимы далил, бурхан) и фикхе (синонимы баййина, шахада, икрар). В Коране неоднократно подчеркивается, что только Аллах располагает убедительными доказательствами.
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул
Х̱А̄КСА̄Р— суфийское братство, выделившееся в самостоятельную ветвь, видимо, из джалалийа-сухравардийа (основано в Северной Индии саййидом Джалал ад-дином Хусайни в середине XIV в.) на рубеже XVIII в. и вобравшее в себя ряд групп и общин братств хайдарийа (мирхайдарийа) и каландарийа, а также последователей различных ветвей ни‘маталлахийа. Учение X. чрезвычайно эклектично, в
Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.
Х̱АДӢДЖА, бинт Хувайлид — первая жена Мухаммада. Происходила из курайшитского рода ‘абд ал-‘узза. После двух браков была самостоятельно ведущей дела богатой женщиной, снаряжавшей торговые караваны. Мухаммад был нанят ею для организации и сопровождения этих караванов. Через несколько лет предложила ему жениться на ней. Брак был заключен, несмотря на возражения ее
Х̱АЙБАР— оазис к северу от Медины, существовал еще в VI в. до н. э. В VII в. и. э. X. располагался в нескольких плодородных долинах, богатых водой, финиковыми рощами и полями. Население его составляли земледельцы-иудеи и обращенные в иудаизм арабы. Мухаммад во главе отряда (ок. 1,5 тыс. чел.) выступил против
Х̱АЙР — благо, добро. В мусульманской религиозной, теологической и философской мысли X.— этическая и метафизическая категория, соотносимая со злом — шарр.