А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется только в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘А. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом.
‘АДЛ («справедливость», «порядочность») — категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. В Коране ‘адл рассматривается как одно из качеств Аллаха, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло. Однако ‘адл Аллаха — это справедливость высшая, недоступная пониманию человека, поэтому он может обращаться к Аллаху только за милостью,
‘АЗ̱А̄Б ал-К̣АБР (синоним ‘азаб ал-барзах; «могильное наказание») — испытание, наказание в могиле, малый суд над людьми сразу после смерти. Согласно этому представлению, могила является преддверием — лугом — рая (ал-джанна) или ямой ада (джаханнам), и в ней происходит предварительный суд и определяется предварительное воздаяние
‘АК̣ӢДА (мн. ч. ‘ак̣а̄’ид) — убеждение, воззрение, «символ веры», кредо. Особый род мусульманской богословской литературы, появившийся в VIII веке, в период активного сложения догматико-правовой системы ислама.
‘ИБА̄ДА (мн. ч. ‘иба̄да̄т; «поклонение») — богослужение, выражающееся в соблюдении обрядов, обязанности общественного богослужения. «Наука о религиозных обрядах» (‘илм ал-‘ибадат), о «внешних» формах богопочитания составляет одну из пяти частей мусульманского права (ал-фикх), зафиксированного в шари‘ате.
‘УЛАМА̄’ (мн. ч. от ‘а̄лим — «знающий», «ученый») — улемы (только во мн. ч.), собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шари‘ата и исполнения обрядов.