Ваххабиты Северного Кавказа — общее название сторонников радикально-реформаторского движения в суннитском исламе, сложившегося в регионе в 70-90-е годы XX в. Этимологически и идейно название В. связано с именем Мухаммада б. ‘Абд ал-Ваххаба (1703–1787), выступившего в Аравии с призывом к возрождению норм первоначального ислама и ставшего эпонимом фундаменталистского толка (араб. ал-ваххабийа).
ГУЛА̄Т (ед. ч. га̄лӣ; «крайние», придерживающиеся «неумеренных» взглядов) — общее название многочисленных группировок и общин, представлявших «крайнее» течение в шиитском исламе.
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
ДАРВӢШ (перс.-тур. дервиш; «нищий», «бедняк»; араб. синоним факир) — общий термин для обозначения члена мистического братства (тарика), синоним термина суфий.
Евроислам — понятие, отражающее одно из направлений интеллектуальных поисков татарской и европейской интеллигенции по определению места ислама в современном обществе и выявлению принципов его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации.
ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ выражалось рядом близких терминов: «вах̣да», «’ах̣адиййа» (реже «ва̄х̣идиййа») с соответствующими «ва̄х̣ид», «’ах̣ад» для «единый»; первое передает единство как немножественность, второе – как единственность. Их соотношение емко выразил ал-Фа̄ра̄бӣ, указавший, что ’ах̣ад происходит от вах̣ӣд (единственный), не входит в ряд чисел и обозначает то, что не имеет
З̱АХАБӢЙА — 1. В поздних персидских источниках название братства кубравийа в целом.2. Ветвь кубравийа, оформившаяся в самостоятельное шиитское братство, образованное в 30— 40-х годах XV в. Шихаб ад-дином ‘Абдаллахом Барзишабади Машхади в Хорасане.
ИСМАИЛИЗМ – школа средневековой арабо-мусульманской философии. В качестве таковой исмаилизм оформляется не сразу. Возникновение шиитской (см. Шиизм) секты ис-маилитов относится ко второй половине 8 в., а свой законченный характер исмаилизм как философское течение приобретает в трудах Х̣амӣд ад-Д ӣна ал-Кирма̄нӣ (кон. 10 – нач. 11 в.), наиболее выдающегося исмаилитского философа.
ИХ̮ВА̄Н ас̣-С̣АФА̄’ (Их̮ва̄н ас̣-с̣афа̄’ ва-х̣улла̄н ал-вафа̄’; «Чистые братья и верные друзья», «Братья чистоты и друзья верности») — действовавшее на Ближнем Востоке в X в. близкое к исма‘илизму тайное научно-философское сообщество, от имени которого был написан 51 трактат, образовавший энциклопедию Раса’ил ихван ас-сафа’ ва-хуллан ал-вафа’, а также суммирующий их содержание труд
ИШРАКИЗМ – также «философия озарения», «иллюминативизм» (от араб. ишра̄к̣ – озарение) – одно из направлений классической арабо-мусульманской философии. Ишракизм представляет собой переосмысление наследия доисламской иранской культуры, прежде всего зороастризма, с монистических позиций, характерных для средневековой исламской мысли.