ал-ГИДЖДУВА̄НӢ (ал-Гудждува̄нӣ), хва̄джа ‘Абд ал-Х̱а̄лик̣ б. ‘Абд ал-Джамӣл (‘Абд ал-Джалӣл) — основатель самостоятельной школы среднеазиатского мистицизма, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой было впоследствии полностью воспринято основателем братства накшбандийа.
ал-ДЖА̄МИ‘ (или масджид ал-джа̄ми‘; перс.-тадж. масджид-и адина) — пятничная (соборная) мечеть, в которой проводится пятничное моление с хутбой, собирающее всех мусульман города и его окрестностей.
ал-ДЖАБР («принуждение») — термин мусульманской догматики, использовался для характеристики природы происходящих в мире действий, включая человеческие, как детерминированных богом, который выступает в качестве единственного подлинного действователя (см. ал-джабрийа).
ал-ДЖАБРӢЙА (ал-джабарӣйа, ал-муджбира) — джабриты (или джабариты), термин, служивший для обозначения мыслителей, которые признавали бога единственным подлинным действователем (фа‘ил хакики, фа‘ил би-л хакика) и соответственно считали, что человек принуждаем (маджбур) к своим действиям, а не осуществляет их свободно.
ал-Джанзи, ‘Умар б. ‘Усман б. ал-Хусайн Абу Хафс (середина 80-х гг. XI в. — 1155) — знаток хадисов, словесник (адиб), комментатор Корана. Родился в столице Аррана — Гандже/Гяндже (араб. Джанза, в совр. Азербайджане).
ал-ДЖАННА («сад») —самое распространенное название рая в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—название места, где праведники обретут вечное блаженство.