‘АДЛ («справедливость», «порядочность») — категория нравственной оценки личности, предполагающая справедливость и правдивость. В Коране ‘адл рассматривается как одно из качеств Аллаха, воздающего равной мерой как за добро, так и за зло. Однако ‘адл Аллаха — это справедливость высшая, недоступная пониманию человека, поэтому он может обращаться к Аллаху только за милостью,
‘АЗ̱А̄Б ал-К̣АБР (синоним ‘азаб ал-барзах; «могильное наказание») — испытание, наказание в могиле, малый суд над людьми сразу после смерти. Согласно этому представлению, могила является преддверием — лугом — рая (ал-джанна) или ямой ада (джаханнам), и в ней происходит предварительный суд и определяется предварительное воздаяние
‘АК̣Д (синонимы иджа̄б, к̣абӯл, к̣убӯл, сӣг̣а) — договор, соглашение. Нормы ‘акд в исламе восходят к доисламским и римско-византийским правопредставлениям. В Коране ‘акд — это договор, скрепленный клятвой. В фикхе ‘акд — дву- или многостороннее соглашение о взаимных обязательствах, предметом которых могут быть только реально существующие вещи и отношения, на которые
‘АК̣ӢДА (мн. ч. ‘ак̣а̄’ид) — убеждение, воззрение, «символ веры», кредо. Особый род мусульманской богословской литературы, появившийся в VIII веке, в период активного сложения догматико-правовой системы ислама.
‘АЛӢ б. АБӢ Т̣А̄ЛИБ, Абу-л-Х̣асан ал-Муртад̣а̄ (ум. 21 января 661 г.) — четвертый «праведный» халиф, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада. С именем ‘Али связано зарождение в исламе шиитского движения.
‘АМА̄ЛӢК̣ (ед. ч. ‘имла̄к̣) — в мусульманском предании один из древних народов. Название происходит от библейских амалекитян, но прилагается к этническим группам разных легендарных циклов.
‘АРАФА̄Т — долина протяженностью 11—12 км и шириной 6,5 км, расположенная в 20 км от Мекки. С севера ограничена горной грядой, также носящей название ‘Арафат. Долина ‘Арафат— место проведения главного обряда хаджжа — предстояния перед «ликом Аллаха».
‘АТ̣Т̣ĀP, Фарӣд ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм ан-Нӣша̄бӯрӣ (ум. в 1220 г.) — знаменитый персидский поэт-мистик. ‘Аттар пошел по стопам отца, занявшись аптечным делом и врачебной практикой. Нет никаких сведений о его образовании, но с шафи‘итским правом он был знаком весьма основательно. К идеям мистицизма ‘Аттар приобщился еще в юности. Рассказ