ал-Х̣АРА̄ДЖ— харадж, поземельный налог. Первоначально означал всякий налог и дань с покоренных и употреблялся как синоним джизии, особенно в тех случаях, когда дело касалось не налогов, собираемых в центре Халифата, а даней, поступавших по договорам и сбор которых производился вассальными правителями, когда действительно нельзя было отличить поземельный налог от подушной
ар-РА’Й («взгляд», «мнение», «суждение») — в фикхе по преимуществу означает собственное независимое мнение или суждение законоведа (факиха), на основании которого он выносит какое-либо правовое решение.
ас̣-С̣АУМ (перс, рузе, тур.-татар, ураза; синоним сийам) — пост, одно из пяти основных обязательных предписаний ислама. Ас-С., установлен Мухаммадом в 624 г. и восходит к доисламской практике благочестивого уединения (ал-и‘тикаф).
ат-ТАКЛӢД («следование», «подражание») — следование авторитету муджтахида какого-либо одного мазхаба в разработках частных вопросов фикха. Ат-Т. делится на Т. ал-хасс (уровень ученых) и Т. ал-‘амм (уровень обычных знаний).
ат-ТА‘З̱ӢР («удержание») — назидательное наказание за нарушение общественного порядка (неподчинение властям, выбывающее поведение и хулиганство, базарная кража, мелкое мошенничество и т. п.). Т. налагается либо по приговору суда, либо по решению правителя или полицейского начальника (мухтасиба).
АХЛ аз̱-З̱ИММА (зиммии — «покровительствуемые»)— иноверцы, признавшие власть мусульман, платящие подушную подать (джизию) и получившие за это покровительство (зимма) мусульман: защиту от внешних врагов и гарантию неприкосновенности личности и имущества наравне с мусульманами.
аш-ШАРӢ‘А («прямой, правильный путь»; закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных) — шари‘ат, комплекс закрепленных прежде всего Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение.
Исламская традиция связывает понятие Ш. прежде всего с его