МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали).
МУ’АЗ̱З̱ИН («призывающий», «взывающий»; синоним мунади; в Индонезии — модин, билал, тур. азанчи) — муэдзин, человек, провозглашающий азан. М. осуществляет три основные функции: собирает верующих, призывает имама и объявляет о начале богослужения.
МУ’МИН — верующий, правоверный. В Коране слово М. употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по
Ок-суяк (ок-сиёк, ак-сияк — тюрк.-тадж., «белая кость») — обобщенное название для части населения Средней Азии, претендующей на происхождение от мусульманских «святых». В Казахстане к О.-с. принадлежат также потомки Чингиз-хана. К имени представителей сословия О.-с. обычно добавляется приставка-титул хон (хан). О.-с. противопоставляется «черни» (карача, кара-халк).
РА̄БИТ̣А («связь», «узы») — технический термин суфизма, характерный для восточных суфиев. Духовная связь, которая возникает между муридом и его наставником (муршид) или «святым» (вали).
РИЗК̣ (мн. ч. арза̄к) — 1. В Коране — средства существования, которые Аллах дает человеку, хлеб насущный, отсюда один из его эпитетов, ар-Раззак («наделяющий», «дающий пропитание»). 2. Продуктовый паек для лиц, внесенных в диван (с 638 г., когда ‘Умар впервые ввел пайки, и до конца VIII в.).
Рукйа (араб.; тюрк, дам солмок; «заклинание», «заговор») — один из самых древних и широко распространенных в Центральной Азии ритуалов, совершаемых для исцеления от физических и душевных недугов, избавления от сглаза и злых чар. В местной традиции существовала специальная литература, содержащая обоснование законности этого ритуала (со ссылками на хадисы).