МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали).
МУ’АЗ̱З̱ИН («призывающий», «взывающий»; синоним мунади; в Индонезии — модин, билал, тур. азанчи) — муэдзин, человек, провозглашающий азан. М. осуществляет три основные функции: собирает верующих, призывает имама и объявляет о начале богослужения.
МУ’МИН — верующий, правоверный. В Коране слово М. употребляется пять раз: как эпитет Аллаха и как особый термин для названия верующего, отражающий внутренний, нравственный аспект веры (иман).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по
Ок-суяк (ок-сиёк, ак-сияк — тюрк.-тадж., «белая кость») — обобщенное название для части населения Средней Азии, претендующей на происхождение от мусульманских «святых». В Казахстане к О.-с. принадлежат также потомки Чингиз-хана. К имени представителей сословия О.-с. обычно добавляется приставка-титул хон (хан). О.-с. противопоставляется «черни» (карача, кара-халк).
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ (араб. к̣ад̣а̄’) трактуется, как правило, как общее знание Бога или Первоначала о вещах, тогда как «судьба» (к̣адар) понимается как развертывание этого общего предустановления в единичном, временно́м сущем.
Наиболее общим выражением понятия «природа» служили термины «т̣аб‘» и синонимичное «т̣абӣ‘а», понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью.
Понятие «причина» выражается двумя близкими терминами, «‘илла» и «сабаб». Первый имеет более широкий смысл – «обоснование», употребляется также в фикхе в осуществлении к̣ийа̄с – соизмерения.