С̣УДӮР («выход», «излияние») — один из терминов мусульманского богословия и философии, означающий процесс порождения мира из надмирного божественного Абсолюта.
САМА̄‘ — 1. «Слушание, восприятие на слух». Технический термин хадисоведения и арабо-мусульманской книжной культуры, обозначающий один из способов передачи хадисов и целых сочинений. 2. «слушание», «распевание», «блаженное слушание». В суфизме — коллективное радение с распеванием мистических стихов.
Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде
СИЛСИЛА («цепь», «ряд») — «цепь духовной преемственности», непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков особой системы мистического пути (тарика) со специфическими для него методикой обучения (нормами физических и мистических упражнений), особенностями практики (главным образом зикра и инициации) и ритуала, а также соответствующим регламентом образа жизни.
Совершенный человек – одно из важнейших понятий в онтологии и антропологии мусульманского мистицизма, а также в концепциях имамата и близости к Богу (вилайат) в иснаʻашаритском и исмаилитском шиизме.
Понятие совершенства выражается терминами «кама̄л», «там а̄м», «там а̄миййа» (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает ущербность (нак̣с̣, нук̣с̣а̄н).
СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ понимается как «воздание должного» или «отход от ложного (ба̄т̣ил) в пользу истинного (х̣ак̣к̣)» при близости понятий должного и истинного.
Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во-первых, через самостоятельность и, во-вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось разногласие по поводу того, может ли существовать субстанция вовсе без акциденций.
СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджӯд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее).
Наиболее общим термином для понятия «существование» служит «вуджӯд», употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное «кавн» в каламе получает коннотацию «возникновение», что вместе с тем не отождествляет его с «х̣удӯс̱», служившим собственным термином для обозначения понятия «возникновение».