З̱ĀT — сущность, самость, субъект. В теологическом контексте зат обозначал у фаласифа и мутакаллимов сущность, самость бога, с которой соотносились его атрибуты (сифат).
Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого зарождения этой практики выделилось несколько основных видов З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов.
ЗИНДӢК̣ (мн. ч. зана̄дик̣а) — термин, которым в богословской полемической литературе обозначали последователей немонотеистических религий, главным образом «дуалистов» — манихеев, маздакитов, хуррамитов; в более широком смысле — «неверующий в Аллаха», противоположное «верующему» (му’мин).
ЗУХД (от захада — «воздерживаться», «отказываться») — «воздержание», «отречение», одно из основных этических понятий ислама и технический термин суфизма, означающий необходимый этап мистического пути; часто переводится как аскетизм, а обладающий этим качеством — захид (мн. ч. зуххад, захидун) (К. 12:20) — как аскет.
ИЛХ̣А̄Д («уклонение», «отклонение») — богословский термин, широко используемый в полемической литературе. В Коране (7:180/179; 22:26; 41:40) и в хадисах этот термин употребляется в значении «раскольничество», «отступничество», «нарушение запрета».
Имам-зада — общее название всех святых мест на территории Азербайджана, связанных, по легенде, с захоронениями шиитских имамов или их близких родственников, бежавших от преследований властей.