Йинли молла (ногайск., «мулла, связанный с духами») — особая категория мулл, общающихся, по представлениям ногайцев, с духами (ногайск. йин)
и пользующихся их помощью при лечении больных и гадании. Считается, что Й. м. водят дружбу с духами-йинами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.
К̣АЛБ — сердце. Значение термина К. для мусульманского богословия и в особенности мистицизма определилось частотностью и спецификой его употребления в Коране и хадисах.
К̣УТ̣Б («ось», «полюс»)—верховный «святой» суфийской иерархии; в суфийской философии отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Представления о К. как о непогрешимом «наместнике» (халифа) бога на земле, его посреднике в отношениях с людьми, которому ведом «тайный» смысл пророческого откровения (батин ан-нубувва), разительно напоминают шиитские и особенно исма‘илитские концепции имама. Не исключено,
КАБӢРА (мн. ч. каба̄’ир) — великий, тяжкий грех. Мнения факихов и богословов расходились в отношении определения К., равно как и совершившего его человека (сахиб ал-К.). Обычно к К. относили убийство, прелюбодеяние, пьянство и т. д. Самым тяжким, абсолютным грехом (ал-К. ал-мутлака) считали куфр («неверие»).
КАЛА̄М — термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали всякое рассуждение на религиозно-философскую тему (включая рассуждения христианских и иудейских теологов), а в специальном значении — спекулятивную дисциплину (‘илм ал-калам), дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам (таклид).
КАРА̄МА (мн. ч. кара̄ма̄т) — сверхъестественное деяние (харик ли-л-‘ада), совершаемое мусульманским «святым» (вали). К.— производное от корня КРМ — «быть щедрым, великодушным». Этим подчеркивался пассивный, «дарованный» характер К. по сравнению с му‘джиза — чудом, публично совершаемым пророком в подтверждение своей миссии,— где упор делался на «неподражаемость».
Кари (араб. «чтец [Корана]») — литературный псевдоним признанного ещё при жизни узбекского поэта-мистика и каллиграфа Мир-Махмуда Мир-Шамс ад-дина угли (1832–1902). Родился в г. Коканде, там же под руководством известного чтеца Корана Хасана-кари выучил наизусть Коран и в честь учителя стал подписывать свои стихи псевдонимом Кари.