ГУЛА̄Т (ед. ч. га̄лӣ; «крайние», придерживающиеся «неумеренных» взглядов) — общее название многочисленных группировок и общин, представлявших «крайнее» течение в шиитском исламе.
Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).
ДАРВӢШ (перс.-тур. дервиш; «нищий», «бедняк»; араб. синоним факир) — общий термин для обозначения члена мистического братства (тарика), синоним термина суфий.
Евроислам — понятие, отражающее одно из направлений интеллектуальных поисков татарской и европейской интеллигенции по определению места ислама в современном обществе и выявлению принципов его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации.
З̱АХАБӢЙА — 1. В поздних персидских источниках название братства кубравийа в целом.2. Ветвь кубравийа, оформившаяся в самостоятельное шиитское братство, образованное в 30— 40-х годах XV в. Шихаб ад-дином ‘Абдаллахом Барзишабади Машхади в Хорасане.
ИХ̮ВА̄Н ас̣-С̣АФА̄’ (Их̮ва̄н ас̣-с̣афа̄’ ва-х̣улла̄н ал-вафа̄’; «Чистые братья и верные друзья», «Братья чистоты и друзья верности») — действовавшее на Ближнем Востоке в X в. близкое к исма‘илизму тайное научно-философское сообщество, от имени которого был написан 51 трактат, образовавший энциклопедию Раса’ил ихван ас-сафа’ ва-хуллан ал-вафа’, а также суммирующий их содержание труд
Йасавийа — суфийское братство Центральной Азии, названное по имени хваджи Ахмада Йасави и действовавшее с XIII до середины XVIII в. Это название также может с достаточным основанием применяться к более широкой традиции практики и религиозных ритуалов, вдохновлённой наследием Ахмада Йасави и существовавшей вне организационной структуры подлинно суфийского братства. Суфийские общины,
К̣АЛАНДАРӢЙА (перс.; араб, карандалӣйа, тур. календ ерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (тарика) бродячих нищенствующих дарвишей. Его основные положения: отрицание мистико-аскетической практики уединения и совместной жизни в обители (последнее часто нарушалось, т. к. были возведены обители братства во многих регионах); безразлично-небрежное
Кадимизм (от араб. кадим — «старый») — мировоззренческая установка, определённый тип идеологии, татарский вариант «традиционализма», направленный на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественного состояния и социальных институтов, формировавшихся в татарском обществе в процессе его исторического развития.
Каландарийа (от перс. каландар — «бродячий, нищенствующий дарвиш»; араб. каландарийа, тур. календерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (шарика) бродячих нищенствующих дарвишей. К. со времени зарождения претерпело значительную эволюцию.