Китаб-хана XIX в. — здание библиотеки в квартале Мулла Пайрави (в X–XII вв. — Сиккат ад-дихкан, в XV–XVI вв. — Ку-йи дихкан) в восточной части Хисар-и кадим Бухары. Между К.-х. и западной стеной мечети Мулла Пайрави располагается полуразрушенная постройка, из неё — лестница в К.-х. Местное предание связывает строительство библиотеки
Кош мадраса II — архитектурный ансамбль в Бухаре, к востоку от торгового купола Так-и Заргаран, на территории Хисар-и кухна («Старый город»). Состоит из двух разновременных зданий: мадрасы Мирзы Улугбека (1409–1449) и мадрасы ‘Абд ал-‘Азиз-хана Джанида (1645–1680), — возведённых одно против другого по сторонам когда-то оживлённой торговой магистрали. Строительный материал —
Кош мадраса I — архитектурный ансамбль в Бухаре, состоящий из мадрасы Мадар-и хан и мадрасы ‘Абд Аллах-хан, обращённых фасадами друг к другу. Подобное сочетание двух зданий в Средней Азии обозначается термином кош («двойное», «парное»). Ансамбль расположен в западной части Хисар-и нау («Новый город») к юго-западу от Арка.
Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.
Магак-и ‘аттари — древнейшая из сохранившихся мечетей Бухары (2-я половина XII в., реконструкция в 1-й половине XVI в.). Расположена на территории «Внешнего города», между шахристаном и каналом Шахр-и руд, на территории базаров, функционировавших с доисламского времени до 30-х гг. ХХ в.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило
МАК̣С̣ӮРА («отгороженная») — павильон с резной деревянной решеткой или просто огороженное решеткой место в центральной мечети города рядом с михрабом и минбаром, предназначенные для халифа, правителя или иных высокопоставленных лиц с целью отделить их от толпы. Введение его обычно связывают с Му‘авией (661—680), который хотел обезопасить себя от покушений, нередко