ал-МУ‘ТАЗИЛА («обособившиеся», «отделившиеся»)— му‘тазилиты, представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII—IX вв. По преданию, М. получили свое наименование в связи с «обособлением» от кружка ал-Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.) в Басре его учеников Басила б. ‘Ата’ (ум. в
Аббасиды пришли к власти на волне шиитской пропаганды в пользу «дома Пророка», но вели при этом двойную игру: внешне они действовали в пользу Алидов, втайне — в собственных интересах. А. почти поголовно истребили Омейядов, спаслись лишь единицы, одному из них удалось бежать и основать в Андалусии новую династию омейядских государей.
ас̣-С̣А̄БИ’ӮН (или ас̣-с̣а̄бӣйа) — сабии, одна из категорий ахл ал-китаб и ахл аз-зимма, религиозная община, занимающая промежуточное между верующими и язычниками положение и потому пользовавшаяся «покровительством» мусульманской общины.
аш-ШАЙБА̄НӢ, Абӯ ‘Абдаллах’ Мухаммад б. ал-Хасан (749—805) --- факих, один из кодификаторов мусульманского права. Родился в Васите (Ирак) в семье маула. С 14 до 18 лет посещал занятия Абу Ханифы, затем некоторое время учился у Абу Йусуфа.
аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец, как и он сам, был главным хаджибом халифа. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило
МАСДЖИД (мн. ч. масāджид; «место, где совершают земные поклоны»)—мечеть, молитвенное здание ислама. Вероятно, восходит к арамейско-набатейскому масгита (с тем же значением), т. к. Мухаммад сначала называл М. все храмы единобожников.
МАХ̣МАЛ (михмал, махмил) — в широком значении — установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. М. аш-шариф, или просто М.,— богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами — Меккой и Мединой (ал-Хараман).