МУЛЛА̄ С̣АДРА̄, С̣адр ад-дӣн Мух̣аммад б. Ибра̄хӣм Шӣра̄зӣ (ок.1572—1640) — иранский богослов, философ и мистик, идеолог шиизма в сефевидском Иране, один из ближайших учеников главы исфаханской школы философов Мир Дамада. Из полемических сочинений М. С. наибольшую известность получили Се асл и Каср ал-аснам ал-джахилийа. Им составлены комментарии к трудам выдающихся
РӮМӢ, Джала̄л ад-дӣн Мух̣аммад б. Баха̄’ ад-дӣн Мух̣аммад ал-Балх̮ӣ, известный как Маулана («наш господин») (1207—1273) — знаменитый персидский мистик и поэт, основатель-эпоним и неформальный руководитель суфийского братства маулавийа.
С̣УДӮР («выход», «излияние») — один из терминов мусульманского богословия и философии, означающий процесс порождения мира из надмирного божественного Абсолюта.
СИЛСИЛА («цепь», «ряд») — «цепь духовной преемственности», непрерывная генеалогическая цепь духовных передатчиков особой системы мистического пути (тарика) со специфическими для него методикой обучения (нормами физических и мистических упражнений), особенностями практики (главным образом зикра и инициации) и ритуала, а также соответствующим регламентом образа жизни.
Т̣АРӢК̣А (мн. ч. т̣урук̣; «дорога», «путь») — метод мистического познания Истины. В значении «путь» (тарик) встречается в Коране (46:29/30). В историческом аспекте Т. как технический термин суфизма претерпел значительную эволюцию.
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул
Х̱А̄КСА̄Р— суфийское братство, выделившееся в самостоятельную ветвь, видимо, из джалалийа-сухравардийа (основано в Северной Индии саййидом Джалал ад-дином Хусайни в середине XIV в.) на рубеже XVIII в. и вобравшее в себя ряд групп и общин братств хайдарийа (мирхайдарийа) и каландарийа, а также последователей различных ветвей ни‘маталлахийа. Учение X. чрезвычайно эклектично, в