А̄ДАМ (библ. Адам) — имя первого человека, сотворенного Аллахом, согласно Корану, из праха и «звучащей глины» в качестве своего «заместителя» (халифа) на земле. Адама называют также Абу-л-башар («отец человечества»).
А̄ЙА (мн. ч. а̄йа̄т; «знак», «чудо»; по-русски употребляется в форме айат) — наименьший выделяемый отрывок коранического текста, «стих» Корана. Исходное значение термина айа в Коране — «чудо», «знамение» (см., например, 33:34; 3:48/43). В этом значении термин айа стал передавать и один из аспектов понятия «откровение» наряду с терминами сура, ал-кур’ан,
АБӮ ЛАХАБ («отец пламени», «пламенеющий») — прозвище ‘Абд ал-‘Уззы б. ‘Абд ал-Мутталиба (середина VI в.— 624 г.), дяди и одного из главных врагов Мухаммада в позднемекканский период его деятельности.
Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде
АЙЙӮБ — коранический персонаж, один из праведных «слуг Аллаха», пророк, соответствующий библейскому Иову, чью историю Коран упоминает в назидание неверующим среди примеров того, что Аллах в конце концов помогает тем, кто на него полагается и предан ему.