ХӮР (мн. ч. ж. р.; «белые») — гурии, хурии. В Коране — те, у которых белки глаз резко контрастируют с чернотой зрачка, т. е. черноокие, — райские девы, которые будут супругами праведников в раю.
(ША̄ХИД)—свидетель. Участие Ш. в судебном процессе— важная часть традиционного судопроизводства. Ш. может быть приглашен на суд каждой из сторон и не может быть отведен противной стороной без объяснений. Его нельзя принудить к даче показаний, но отказ от дачи показаний без причины расценивается как серьезное нарушение религиозной обязанности (ал-фард). В качестве
ШАЙА̄Т̣ӢН (мн. Ч. от шайт̣ан) — шайтаны, категория злых духов, враждебных Аллаху и людям, обреченных вместе со своим господином— Иблисом аш-Шайтаном на адские муки после Дня суда. Ш.— главное орудие Иблиса для совращения людей, они отвлекают их от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки.
ШАХӢД (мн. ч. шухада̄’) — 1. «Пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью».
Согласно хадисам, Ш. утверждает свою веру смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище (ал-барзах); поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все
ША‘БА̄Н (в Индии и Пакистане — шаб-и барат) — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. До ислама Ш.— один из четырех (см. К. 9:36) священных месяцев, т. к. по древнеаравийскому календарю на него приходилось летнее солнцестояние.
ШӢС̱— персонаж мусульманских преданий, третий сын Адама, родившийся после убийства Хабиля (Авеля), библейский Сиф. Был благочестивым человеком, получал откровения от Аллаха. Жил в Мекке, регулярно совершал обряд хаджжа, построил здание ал-Ка‘бы из глины и камня. Был похоронен вместе с Адамом и Хаввой в пещере горы Абу Кубайс около Мекки.
ШУ‘АЙБ — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей» *), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле.
‘АД — в Коране и мусульманском предании: один из древних погибших «народов» Аравии. Упоминается в Коране среди примеров того, как Аллах уничтожил людей благоденствовавших, но возгордившихся и отказавшихся внять увещеваниям.
‘АБД (мн. ч. ‘ибад) — общее понятие «раб», употребляемое также в переносном смысле, входит составной частью в теофорные имена (например, ‘Абд Аллах, ‘Абд ар-Рахман).