ал-ИМА̄МӢЙА — имамиты, одна из основных ветвей шиитского ислама, «умеренные» шииты, признающие двенадцать имамов (отсюда их другое название — ал-исна‘ашарийа) из рода ‘Али б. Аби Талиба.
ал-ИС̱НА̄‘АШАРӢЙА (исна‘ашариты—«двунадесятники», «дюжинники») — название шиитов-имамитов, признавших последовательно двенадцать имамов из рода ‘Али б. Аби Талиба.
ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, при знавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства.
ал-К̣А̄’ИМ— термин шиитской догматики, обозначающий ожидаемого члена «семьи Пророка» (А̄л Мухаммад), который должен подняться (ка’им) против незаконной власти и восстановить на земле справедливость. В вере в ал-К. нашла отражение иудейско-христианская идея ожидаемого мессии.
ал-МАНС̣ӮРӢЙА— мансуриты, община «крайних» шиитов, последователи Абу Мансура ал-‘Иджли. Проповедуя, что Аллах не прекращает посылать на землю своих «вестников», Абу Мансур объявил себя «клочком неба» (кисф, отсюда другое название М.— кисфиты), упавшим на землю. Под небом он подразумевал род Мухаммада — хашимитов, а под, землей — шиитов. Он утверждал, что
ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом
К̣УТ̣Б («ось», «полюс»)—верховный «святой» суфийской иерархии; в суфийской философии отождествлялся с «совершенным человеком» (ал-инсан ал-камил). Представления о К. как о непогрешимом «наместнике» (халифа) бога на земле, его посреднике в отношениях с людьми, которому ведом «тайный» смысл пророческого откровения (батин ан-нубувва), разительно напоминают шиитские и особенно исма‘илитские концепции имама. Не исключено,