АБД ал-ДЖАББАР б. Ахмад ал-Хамазани (ум. в 1025 г.) — видный представитель му‘тазилитского калама, факих шафи‘итского мазхаба. С деятельностью ‘А. ал-Дж. связано возрождение му‘тазилизма при Буидах.
АБӮ-л-ХУЗ ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф, Мухаммад б. ал-Хузайл (749 или 753—841 или 849), маула бану ‘абд ал-кайс — крупнейший представитель басрийской школы му‘тазилитов (хузайлитов), их идейный наставник, полемист. Родился в Басре, его дом находился в квартале торговцев кормом для скота, отсюда и его прозвище ал-‘Аллаф.
аз-Замахшари, Махмуд б. ‘Умар Абу-л-Касим (1075–1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского мазхаба, филолог и литератор. Родился в г. Замахшаре в небогатой семье, учился грамоте и читал Коран под руководством отца, посещал и начальную школу; еще в детстве ему отняли сломанную ногу, и он ходил на деревянном протезе.
ал-Андарасбани, ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Хваризми (ум. в последней четверти XII в.) — широко образованный хорезмийский ученый-ханафит, симпатизировавший му‘тазилитам, школа которых занимала прочные позиции в Хвариз- ме/Хорезме. Сведений об ал-А. в источниках обнаружить не удалось, однако сохранившаяся часть его биографического словаря позволяет представить творческую биографию этого ученого.
ал-АШ‘АРӢЙА — аш‘ариты, название одной из основных школ калама, видными представителями которой были ал-Аш‘ари (IX в.), ал-Бакиллани (IX-Х в.), Ибн Фурак (IX-Х в.), Абу Исхак ал-Исфара'ини (IX-Х в.), ‘Абд ал-Кахир ал-Багдади (IX-Х в.), ал-Джувайни (Х в.), аш-Шахрастани (X-XI в.) и Фахр ад-дин ар-Рази (XI-XII в.).
ал-Басира (араб.; перс, басират) — один из ключевых терминов мусульманской теологии, философии и мистицизма, означающий внутреннее духовное видение. В этом значении термин дважды упомянут в Коране (12:108; 75:14). Ожесточенные споры вокруг понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были
ал-КАРРА̄МӢЙА— каррамиты, теологическое направление, получившее распространение в центральных и восточных областях Багдадского халифата в IX—XIII вв. Основатель ал-К.— «аскет» (захид) Абу ‘Абдаллах Мухаммад б. Каррам. Его проповедническая деятельность в Хорасане вызвала тревогу у местных правителей, и те заточили его в тюрьму, где он находился в 857—865 гг. Умер в ал-Кудсе
ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.