МУ‘ДЖИЗА (мн. ч. му‘джиза̄т) — чудо, публично совершаемое пророком в подтверждение своей миссии. В Коране не употребляется. В раннемусульманской литературе синонимом М. часто был термин айа (мн. ч. айат). Большинство богословов противопоставляли М. карама (мн. ч. карамат) — сверхъестественному деянию (харик ли-л-‘ада), совершаемому «святым» (вали).
МУ’АЗ̱З̱ИН («призывающий», «взывающий»; синоним мунади; в Индонезии — модин, билал, тур. азанчи) — муэдзин, человек, провозглашающий азан. М. осуществляет три основные функции: собирает верующих, призывает имама и объявляет о начале богослужения.
Набӣ̄ (мн. ч. анбийа̄’, набӣйӯн) — пророк, человек, «которому говорит Аллах», тот, кто получает от бога откровение. В Коране — одно из главных обозначений Мухаммада наряду с расул («посланник»); особо характерно для мединского периода.
НАК̣ӢБ (мн. ч. нук̣аба̄’; «старейшина», «глава»; «уполномоченный») — термин, широко употреблявшийся в практике религиозно-политических движений и конфессиональных общин ислама.
НАК̣ШБАНДӢЙА — одно из 12 материнских суфийских братств, строго суннитское по воззрениям, возводит свою духовную силсила к Абу Бакру и ‘Али б. Аби Талибу. В основе учения и практики Н. лежат идеи и взгляды Баха’ ад-дина Накшбанда, известные нам только в передаче ходжи Мухаммада Парса и отчасти ‘Ала’ ад-дина ‘Аттара.
НӮР («свет») — понятие о божественном свете как о проявлении божественной истины и религиозного знания, заимствованное исламом из более древних религий (иудаизм, христианство) и у эллинистических гностиков.
НӮР МУХ̣АММАДӢ («свет Мухаммада») — учение о предсуществовании души пророка Мухаммада в виде плотной светящейся точки, от которой произошли все предопределенные души.
НӮХ̣ — коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, библейский Ной, один из самых почитаемых исламом пророков, предшественников Мухаммада, которым соплеменники не поверили, за что были уничтожены.
Садат-и Тирмиз («термезские саййиды») — клан потомков Пророка, возводящий свою родословную к одному из внуков 4-го шиитского имама Зайн ал-‘абидина ‘Али б. ал-Хусайна — ‘Убайд Аллаху ал-А‘раджу. Внук последнего, ал-Хусайн Абу ‘Абд Аллах, перебрался в Мавераннахр, где его единственный сын, ал-Хасан Абу Мухаммад, был назначен накибом («главой» рода).